Биография Римского-Корсакова - великого русского композитора

 Сказочник русской классики

 

Римский-Корсаков – известная русская фамилия. Среди носителей такой фамилии в разные времена были государственные деятели и ученые, военные и поэты, географы и путешественники, музыканты и священнослужители, жившие в России и принесшие своей фамилии немалую известность.

Римский–Корсаков Николай Андреевич – гениальный русский композитор, выдающийся музыкальный деятель, дирижер и талантливый педагог. Благодаря ему свет узнал три самобытные симфонии, пятнадцать ни с чем не сравнимых опер, внушительное число симфонических произведений и инструментальных концертов; вокальные и камерно-инструментальные произведения.

Семья Римских-Корсаковых происходит из знатного дворянского рода. Предки композитора в свое время занимают высокие посты.

Родился будущий композитор в Новгородской губернии на берегу речки Тихвинки в марте (6-18) 1844 года. Отец служил губернатором. Мать благородством происхождения не отличалась (внебрачная дочь помещика от крепостной крестьянки). Обучение мальчика происходило на дому. Причем музыка к любимым предметам не относилась, хотя с удовольствием играл на детском барабане – первом своем музыкальном инструменте. Однако к одиннадцати годам появились его первые музыкальные сочинения. Двенадцатилетний мальчик продолжил обучение - теперь в Морском кадетском корпусе. Родители и сам мальчик мечтали о карьере морского офицера. В это время огромное впечатление оказывают на него Оперы Россини и Мейербера, творчество Глинки и Бетховена. В семнадцать лет Николай берет уроки у знаменитого русского пианиста и педагога Ф.А.Канилле. Позднее в связи со смертью отца семья переезжает в Санкт-Петербург.

Римский–Корсаков в это время знакомится с М.Балакиревым и становится членом Балакиревского кружка, именуемого в последствие «Могучей кучкой». Под началом Балакирева Римский-Корсаков начал создавать свою Первую симфонию. В восемнадцать лет будущий композитор с отличием закончил учебу в Морском корпусе и поступил на службу на клипер «Алмаз». Служба была весьма увлекательной и познавательной в части путешествий – благодаря ей Римский-Корсаков побывал в различных странах, знакомился с их культурой, получал множество новых впечатлений, которые со временем отражались в его произведениях. Но для занятий музыкой времени не хватало.

По окончании службы он снова берется за написание новых произведений. Снова сотрудничая с Балакиревым, Римский-Корсаков дарит миру свою «Увертюру на русские темы» и «Сербскую фантазию» - отголоски тем славянского народного творчества. 

В двадцатисемилетнем возрасте Римский-Корсаков занимает должность преподавателя класса практического сочинительства и инструментовки, где наравне со своими студентами изучал консерваторские дисциплины. В это время появляется его «Садко», где используется придуманные ним самим «гаммы Римского-Корсакова». Эти гаммы или другими словами симметричный ряд позволяли позже показывать всю красочную палитру, например, морскую тематику, они использованы в таких произведениях, как в сюите «Шехеразада», в «Сказке и царе Салтане».  В этот период своей творческой жизни композитор работает совместно с коллегами, помогая им в создании общеизвестных классических произведений.

В свои двадцать восемь композитор женится на Н.Пургольд – молодой пианистке, помогавшей ему в работе над «Псковитянкой». Этот брак принес супругам семерых детей, двое из которых в малом возрасте скончались от болезней. Сыновья Николая Римского-Корсакова во взрослом возрасте стали тоже известными и знающими в своих областях людьми: известный ученый, известный музыковед и знаменитый скрипач. В этот же год становится профессором консерватории в Санкт-Петербурге, после – год инспектором духовых оркестров Москвы и далее еще 3 года – руководитель Бесплатной школы музыки. Дирижированием концертов и спектаклей Римский-Корсаков стал в тридцать лет. Далее в течение десяти лет он создает «Испанское каприччио» и «Светлый праздник», возглавляет Беляевский кружок, исполняющий различные музыкальные произведения в доме известного в те времена мецената и лесопромышленника Митрофана Беляева, управляет Придворной капеллой.

Свои пятидесятые годы Римский-Корсаков отмечает как упадок творческой деятельности. Музыка осталась в стороне. На первый план выступает изучение философии, написание статей. После музыкального затишья наступает бурная деятельность: «Ночь перед Рождеством», «Моцарт и Сальери», «Псковитянка» и «Царская невеста»,  «Кащей Бессмертный» и другие сказки - произведения сказочной тематики, написанные гениальной рукой композитора.

В революционное время 1905 года Римским-Корсаковым было встречено восторженно, поддерживаются бастующие студенты, их требования, за что, собственно был уволен из консерватории. Революционные события начала 20-го века повлияли на творчество композитора. В его «Золотом петушке» Римский-Корсаков нещадно критиковал самодержавный строй.  В связи с этим опера «Золотой петушок» была подвержена критике и запрещена для демонстрации. Слишком чутко переживая данное событие, композитор подвергается инфаркту. От повторного приступа в июне (8-21) он умирает. В своей усадьбе в Любенске, где теперь создан мемориальный музей композитора.

Наследие уникального композитора и художника своей сферы уникально и заслуживает тщательного изучения и в наши дни, так как его творчество крайне уникально, неповторимо и оригинально и не знает аналогов в мировой истории музыки. Кроме того, Николай Римский-Корсаков стал основателем школы композиторов, выпустившей более двухсот известных музыкантов и композиторов.