День гражданской авиации России. История праздника, развитие авиации

Уильям Блейк  говорил о недоступности неба для людей, о том, что, как говорится, «рожденный ползать – летать не может». Тем не менее, Человек (да-да, именно с большой буквы!) силою своего гения, используя достижения науки и техники, все-таки смог взлететь ввысь! Небесные машины, созданные людьми, помогли им преодолевать расстояния, ранее непреодолимые, дали возможность летать в любые точки мира, превратившись из чуда техники в обычный вид транспорта. И мы ежегодно отмечаем профессиональный праздник специалистов летного дела, покорителей неба и пространства: этот день, 9 февраля – День работников Гражданской авиации России.

 

Как сформировалась история праздника?

 

Девятого февраля 1923 года правительство СССР приняло постановление «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации». Так началась великая история гражданской авиации Российской Федерации. Этим, не побоимся громкого слова, судьбоносным решением, было создано обособленное подразделение Воздушного флота страны, призванное обеспечить растущие потребности населения СССР в пассажирских и так же, грузовых перевозках.

Созданный гражданский авиационный флот получил глубоко символичное название – «Добролет». Таким именем были охарактеризованы принципиальное назначение нового предприятия и, в первую очередь, высочайшее качество обслуживания, своевременность и добросовестность в доставке грузов и пассажиров. Для выполнения этих задач были задействованы лучшие специалисты военно-воздушных сил республики, штурманы, пилоты, работники технического обеспечения полетов. Возложение этой миссии на военных специалистов было обусловлено отсутствием необходимых специализированных учебных заведений, призванных готовить специалистов непосредственно для нужд гражданской авиации, таковые заведения появились значительно позже.

Самолету модели «АНТ – 1» достались лавры пионера в освоении гражданских авиационных линий в небе СССР. Именно 9 февраля состоялся первый рейс гражданского перелета, сообщением Москва – Нижний Новгород, эта авиационная линия работает бесперебойно и в наше время.

Спустя годы, в результате процесса развития и расширения, первая советская компания гражданской авиации «Добролет» поменяла свое название на более звучное – «Аэрофлот». В соответствии с постановлением правительства, «Аэрофлот» получил свой фирменный флаг, все работники и служащие предприятия были обеспечены соответствующей формой, которая выгодно отличала их других государственных служащих. А спустя 56 лет после основания «Добролета», в 1979 году, совместным постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС была определена дата празднования профессионального праздника, тружеников гражданских авиаперевозок – День гражданской авиации или, как его изначально называли, День Аэрофлота. Отмечался он в середине февраля и, уже в девяностые годы

 

Как развивалась гражданская авиация в России.

 

Мировая практика в истории технического прогресса доказывает , что любое изобретение, любое техническое новшество всегда, обязательно, сначала применяется в качестве военной техники. Самолеты, в этом плане, не являются исключением. Известно широкое применение аэропланов во время Первой мировой войны, как со стороны Тройственного союза (Германия, Италия и Австро-Венгрия), так и со стороны Антанты (Россия и ее западные союзники).

Далее, после основания Республики Советов, в России использовались оставшиеся от царской армии и трофейные летательные аппараты, пока не было налажено собственное производство самолетов. Советская промышленность, под руководством таких прославленных конструкторов как Антонов, Уточкин, Поляков, быстро наладила серийный выпуск различных моделей истребителей, бомбардировщиков, штурмовиков, транспортников и вспомогательных воздушных судов. Параллельно создавались самолеты для гражданской авиации: грузовые и пассажирские, а так же на баланс «Добролета» передавались устаревшие системы военно-транспортных самолетов.

Задачей гражданской авиации была не только скоростная перевозка пассажиров и грузов на значительные расстояния, но и осуществление научно-поисковых и спасательно-розыскных операций и мероприятий, доставка медицинского и санитарного персонала в труднодоступные и отдаленные районы страны и многое другое.

Правительство СССР уделяло первостепенное значение развитию авиации, как военной, так и гражданской, повсеместно средства массовой информации призывали молодежь вступать во всевозможные общественные организации, имеющие своей задачей всемерную популяризацию престижа и необходимости профессии «авиатора». Например, Добровольное Общество Содействия Армии, Авиации и Флоту – знаменитое ДОСААФ, внесло немалый вклад в подготовку кадров для летных профессий. По личному распоряжению главы советского государства Сталина, при содействии ДОСААФ было подготовлено ни много, ни мало, ОДИН МИЛЛИОН воздушных десантников-парашютистов!

А знаменитые перелеты советских летчиков-полярников, установление мировых рекордов по дальности полетов, перелет через Северный полюс. Знаменитые участники таких перелетов, летчики-испытатели Валерий Чкалов, Михаил Громов, Константин Поликарпов уже при жизни стали бессмертными объектами подражания миллионов, настоящими героями своей страны. И не только летчики-мужчины совершали профессиональные подвиги, не отставали и женщины-летчицы: Полина Осипенко, Мария Раскова, Вера Гризодубова навсегда вписали свои имена в славную летопись советской авиации!

В наши дни воздушные суда имеют максимальную степень оборудования, необходимого для предоставления пассажирам наивысшей степени комфорта, опытные и слаженные в работе экипажи, способные гарантировать безопасность полета в любую точку нашей планеты.