День моряка-подводника. История праздника

Ежегодно 19 марта в России празднуется День моряка – подводника. Эта дата выбрана в честь события, произошедшего в 1906 году, когда император Николай II на Балтийском море создал подводный флот. С 1996 года празднование этого дня получило официальное подтверждение.

Начиная с 17 века, военнослужащие и члены Правительства нашей страны нередко обсуждали вопросы, касающиеся возможности использования подводного плавания. А инженеры со своей стороны проектировали свои идеи, часть из которых была воплощена в реальность. Первенцем подводного судостроения России стала лодка, которая получила название «Дельфин», а построена она была в 1904 году. Ее изобретателем был известный деятель И.Г. Бубнов, помощь которому оказывали М.Н. Беклемишев и И.С. Горюнов.

1912 год был следующей ступенью в освоении подводного судостроения: в этот год в России в разработку был пущен подводный корабль типа «Барс» с дизельным двигателем. Этот тип подводных лодок представлял собой одно из совершенных технических средств своего времени. Спустя 3 года на вооружение Балтийского флота поступили первые лодки такого типа. К началу Первой мировой войны на вооружении имелось 8 подводных лодок и 3 лодки для выполнения учебных маневров. Чуть позже поступило еще 12 подводных судов различных типов, часть из которых была приобретена в США. 8 подводных лодок были получены также от союзной Англии.

К 1917 году в состав реорганизованной дивизии входило 7 дивизионов по несколько судов без учета полученных от Англии. К тому времени в составе подводного флота России находилось сорок лодок. В ее состав входила также плавучая база.

Если говорить о военных действиях, то таковые с участием подводных лодок впервые произошли во время Первой Мировой войны. В конце этой войны русские флотоводцы обладали сложившейся тактикой. Во время ведения боевых действий русские подводные лодки с успехом использовали торпедирование и артиллерию.

Чуть позже на вооружение флота поступили подводные суда типа «М» - «Малютка», изобретателями которых были А.Н. Афанасьев и П.И. Сердюк. Производство этих лодок вели, начиная с 1934 года. Спустя 6 лет их заменили суда типа «М» 10-й и 15–й серий. Их производили вплоть до 44-го.

Наибольшую популярность среди подводных лодок того времени получило судно типа «К», что означает «крейсерская». Изобретателем этого судна был М.А. Рудницкий – руководитель в одном из НИИ военного кораблестроения.      Эта лодка уже в свою эпоху имела задатки более совершенного корабля, что позволило использовать основные ее преимущества при производстве лодок в последующие годы.

К началу Второй Мировой войны подводный флота России насчитывал более 200 лодок. Благодаря их техническим показателям, слаженности и профессиональности экипажей эти подводные лодки представляли серьезную угрозу для противника.

Интересным фактом по окончании боевого выхода лодки является то, что по количеству осуществленных выстрелов на берегу определяли количество пущенных на дно вражеских судов. Ровно столько же жареных поросят ожидало экипаж на базе. Одним из запоминающихся официальных событий в истории отечественного подводного флота является учреждение «Нагрудного знака командира подводной лодки», инициированной Н.Г. Кузнецовым, который был  в то время народным комиссаром ВМФ.

50-е годы прошлого века стали новым рывком в плане появления новых типов усовершенствованных моделей подводных судов в нашей стране. В это время началось атомное судостроение, а чуть позже – выпуск ракетных лодок и морских судов стратегического назначения. Спустя определенный период в выпуске подводных лодок наметилось две четких тенденции: первая была направлена в отношении подводных судов стратегического назначения, которые должны были использоваться для атак на объекты военного и экономического характера. На вооружении у этих судов состояли ракеты класса «корабль-земля» с ядерной начинкой, а также торпеды для обороны. Вторым направлением в кораблестроении являлось укомплектованность военных баз многоцелевыми судами, в задачи которых входило не только отбивать атаки противника, наносить удары по судам различного назначения, но и вести разведывательную деятельность. Вооружаются такие лодки ракетами класса «корабль – корабль», торпедами и ракето-торпедами. Еще одна возможность таких лодок заключается в установке минных заграждений.

Производимые сегодня подводные лодки с дизельным приводом отлично имеют безупречную характеристику на рынке вооружения всего мира. Они имеют превосходство по многим показателям над ближайшим своим конкурентом – немецкими лодками. Главное место их деятельности – прибрежные территории. А вот просторы Мирового океана являются стихией более мощных судов - атомных подводных лодок. Только атомная энергия имеет такую возможность, чтобы обеспечить подобные суда необходимым запасом для хода, погружения, маневрирования и полноценного выполнения боевого задания.

Сегодняшние силы ВМФ Российской Федерации имеют в своем расположении подводные атомоходы с крылатыми ракетами на борту. На их борту базируются ракеты типа «Гранит», которые способны эффективно выполнять поставленные задачи для уничтожения целей различного типа, в том числе и авиасоединений.