День национального бокса Муай Тай. История зарождения боевого искусства

До сих пор многие спорят о том, является ли Муай Тай искусством (пусть и боевым) или все же спортом. Истина, как всегда, находится посередине. Абсолютно неоспоримым же является тот факт, что Муай Тай для тайцев (в принципе не только для них) – это, безусловно, часть большой национальной тайской культуры, ведь именно с Муай Тай связано великое множество легенд и тайских традиций. Можно с уверенностью утверждать, что Муай Тай - это сам дух Таиланда.

Итак, профессиональный праздник Муай Тай с особым размахом ежегодно отмечается в Таиланде семнадцатого марта. Скорее это даже не день, а именно ночь, тайцы называют ее "боксерской ночью". Посвящена она тайскому легендарному герою Пай Кханом Тому. Имя этого прославленного в веках национального героя в Таиланде определенно знают все. Кроме того, история великого поединка, записанная в хрониках Бирмы, пожалуй, одно из самых первых вполне достоверных свидетельств о самом таиландском боксе. А легенда действительно удивительная. В разных источниках эта история отличается в деталях, но суть ее остается прежней. Мастер тайского бокса в качестве пленника вместе с другими воинами был угнан в Бирму. Отмечая годовщину своей грандиозной победы, король Бирмы - Мангра - повелел провести пышную религиозную церемонию в монастыре Рангуна.

По праву гордясь непревзойденным мастерством бирманских воинов и желая при этом удивить присутствующих, Мангра решил провести поединки самых лучших бойцов Бирмы (в одних источниках - их было девять, в других - десять или даже одиннадцать) с пленными тайскими бойцами. Первым из тайцев выступил Пай Кханом Том. Король, гости церемонии, и сами бирманские воины совершенно не сомневались в победе. Жестоким было их разочарование, когда в одиночку Най Кханом Том, практически без перерыва на отдых, нанес сокрушительное поражение одному за другим лучшим девяти бирманским борцам, ловко и неожиданно стремительно для тех действуя как кулаками, так и локтями, и даже коленями. Король Мангра, удивленный и пораженный до глубины души подобным мастерством Най Кханом Тома, даровал тайскому пленнику не только свободу, но и возможность вернуться на родину. С тех пор имя великого воина Най Кханом Тома стало для тайцев символом мужества, доблести и незыблемой веры в Муай Тай.

О популярности тайского бокса свидетельствует и тот факт, что в стране открыто огромное количество спортивных лагерей, где успешно готовят тайбоксеров. Интересно, что первый такой лагерь существовал еще при короле Раме и служил для подготовки бойцов-телохранителей короля. Во время народных праздников и церемоний в буддистских храмах Таиланда повсеместно проходили "соревнования"  по боксу Муай Тай. Они были достаточно демократичными, так как участие в них принимали борцы разных школ и разных направлений Муай Тай. Большинство буддийских монастырей Таиланда давали одновременно образование и служили местом обучения искусству Муай Тай.

Сами же поединки в современном понятии были не только чрезвычайно зрелищными, но и довольно жестокими. Решившимся состязаться с мастерами Муай Тай, воспитанниками учителей-монахов, нужно было быть предельно внимательными и осторожными, так как действия храмовых "учеников"  были совершенно непредсказуемы и их, пожалуй, сложно было назвать "техникой". "Золотым веком" или возрождением Муай Тай в Королевстве Таиланд считают период правления Рамы VI. За победы в состязаниях бойцам вручались крупные денежные премии и другие почетные призы, например, высокие воинские звания. Правление Рамы VI закончилось еще в тысяча девятьсот десятом году, а эта традиция до сих пор сохранилась. Муай Тай известен и популярен сегодня во всем мире. В самом же Таиланде Муай Тай занимаются около двухсот тысяч любителей и около десяти тысяч профессионалов. Причем, все эти данные, заметьте, без учета тайских военнослужащих и сотрудников полиции. Для этих категорий занятия боксом Муай Тай обязательны. И еще…«Тай» в переводе означает «свободный». «Муай Тай», следовательно, переводится как «свободный бой»  или «схватка свободных».