День национального кино Азербайджана - история праздника

Национальный День кино в Азербайджане является главным праздником кинематографистов, так как связан напрямую с их профессией. День кино, отмечаемый второго августа, в Азербайджане отмечается с 2000-го года. Этому событию предшествовало подписание 18 декабря 2000 года Гейдаром Алиевым Указа «Об учреждении Дня национального кино». Указ был подписан президентом в столице Азербайджана Баку.

Самым первым в прокат вышел фильм, выпущенный братьями Люмьерами, состоявшийся 28 декабря 1895 года. Стать первым местом проката фильма удостоилось чести «Большое кафе». Бульвар Капуцинов города Парижа был вместилищем этого небезызвестного кафе.

Ученики последователи Люмьера, распространяли свое творчество во всем мире. Самое известное влияние они оказали на слово «синематограф», от «синема», «сине», «кино» новый вид зрелища. Это была совершенно новая ветвь в искусстве, а потому присутствовал интерес со стороны русского царя, английских и австрийских королевских, что подогревало интерес к этому искусству и со стороны остальной широкой публики.

 

Первые фильмы Мишона

 

После того как «синематограф» стал доступен общественности. Спустя три года, кино стало распространено и в столице Азербайджана. Восьмого числа, в январе 1898 года состоялся показ фильмов режиссеров французской стороны транслируемый под эгидой «Оживленных фото-картин». В 1898-м году, в мае, Мишон А. , известный своими талантами фотограф, еврей по происхождению, стал автором «Народного гуляния в городском сквере».

Спустя какое-то время за «Народным гулянием» последовала кинокартина «Пароход общества «Кавказ и Меркурий» отправляется в плавание». Кроме того, был снят фильм, где сюжет разворачивался на проспекте Азербайджана -  «Утро на Базарной улице».

Вслед за первыми произведениями, представленных широкой публике, Мишон знакомит всех с новыми сюжетами, касающимися известных личностей села Балахна. Балахна родина крупных нефтепромышленных месторождений в Баку, Балахнинский край очень щедрый на нефтяные фонтаны. Первый такой сюжет и был показан второго августа в одном из рабочих клубов Балахны, это была премьера в Азербайджане. Мишон представил публике свою программу, состоящую из пяти картин, включавшую один документальный фильм: «Церемония проводов Его Превосходительства Бухарского эмира на пароходе "Великий князь Алексей", "Кавказский танец" и другие картины.

На тот момент популярное издание «Каспий» опубликовал заметку о воскресном показе (2 августа 1989 г. ), проведенном в театре-цирке Васильева-Вятского. Внимание было приковано к коллекции живых фотографий кавказских пейзажев и природы Средней Азии, принадлежащих фотографу Мишону А. М. Эти работы готовились для показа парижской искушенной публике. План показа был таков: единственный раз был показан улучшенный вариант «Кинематографа» Люмьеров, выстроенный И. Карпентиером. В числе картин, готовых появиться на публике были следующие картины: «Проводы Его Высочества Эмира Бухарского на пароход «Великий князь Алексей», следующими в списке были «Кавказская пляска», и завершал показ юмористический сюжет под названием «Пляска» на тему бакинского городского сада. Внизу афиши значилось время начала показа 21:00.

Двумя месяцами позже все то же издание «Каспий» опубликовало следующую заметку, где говорилось, что во всей России пока не существует аналогов такому таланту как Мишон, снимающему оживленные картины размером больше десяти метров. Кинокартины Мишона увидела также и французская публика, где фильмы приобрели своих поклонников.

 

В 1915 году в Баку была образована организация по прокату кино, созданная при помощи ОАО братьев «Пироне». Помимо данной компании в Баку было еще несколько филиалов и зарубежных прокатных предприятий таких как «Фильма» или «Пате» и другие. Тогда же началась подготовка к съемкам «В царстве нефти миллионов». Данный проект оказался пионером азербайджанского кинематографа. Сюжет фильма был основан на романе Мусабекова М. Спонсорами этих съемок выступали местные промышленные нефтяники. Борис Светлов был приглашенным из Санкт-Петербурга режиссером. В фильмах были задействованы пейзажи окружающих поселений, Тифлис был местом съемок сцен из фильма. Известный же актер Гусейн Араблинский сыграл роль Лютфели-бека. «Аршин мал алан» была первой азербайджанской комедийной картиной, получившая положительный отклик многих азербайджанских зрителей, снятая в 1916 году. Источником сюжета была известная оперетта, написанная Узеиром Гаджибековым. После получения 1918 года 28 мая Азербайджаном независимости, годом позже к показу был допущен докфильм «Первая годовщина правления мусават в Азербайджане».

 

Двадцатые годы

 

В 1922 году Азербайджанской ССР было принято решение создать первую в Азербайджане фабрику по созданию кино. 1923-й год учреждение Азербайджанским фото- и киноуправлением (АФКУ), вынесенное декретом Совета Народных Комиссаров, в обязанностях которого располагались действия по национализации фото- и кинотеатров, а также объединения их в единую структуру, в том числе и контор по кинопрокату, принадлежащих отдельным предпринимателям. При этом учреждении известны такие конторы по кинопрокату как «Тейяре» и «Ладья», или «Меденчи», «Эдисон» и другие.

В 1924м году режиссер Валльюзек В. В. снял и выпустил в прокат художественную картину, состоящую из двух серий, под названием «Легенда о Девичьей Башне». «Легенда» изобиловала экзотикой Востока. В 1925-м году Махмудбеков выступил с инициативой организовать студию по созданию азербайджанского поколения актеров и режиссеров. Выпускниками такой кадронаборной студии были достаточно известные люди как Джафар Джаббарла, А. Таиров, Микаилов М. и другие ни чуть не менее известные актеры и режиссеры. Над первыми азербайджанскими кадрами киноиндустрии республики работали приглашенные кинорежиссеры, такие как И. Шевченко, М. Чиаурели, Н. Шенгелая, из операторов были Лемдег Г. , В. Лемке, Фролов И. , Косматов Л. , А. Гальперин, Шнейдер В. и другие известные уважаемые деятели кино, поднимающие обучение кинематографистов на более высокий художественный и национальный уровень.

В 20-е годы 20-го века в Айзербайджане, снимая кино, режиссеры уделяли достаточно много внимания проблемам религиозных фанатиков, а также прав и свобод женщин в азербайджанском обществе. Именно такие темы были затронуты, когда режиссер Аббас-Мирза Шарифзадзе, Валово отсняли «Бисмиллах» в 1925-м году, или Бек-Назаров, трудившийся над фильмом «Дом над вулканом» в 1929-м году или «Гаджи Гара», снятый в том же году режиссером Аббас-Мирза Шарифзаде. Тема женщины в азербайджанском обществе была раскрыта в фильме «Севиль», снятом также в 1929-м году Бек-Назаровым.

С 1920го года стали актуальными в кино темы, касающиеся городской жизни, нефтяного промысла. Чаще всего это были кинохроники. Например, первая из них «Прибытие Девятой Красной Армии в Баку». Следом была выпущена «Первый гурултай (собрание) восточных народов». Затем стали выпускаться фильмы на научные темы. Также выпускались фильмы документального характера. Среди них: «III годовщина Советского Азербайджана», выпущенная в 1923-м году, "Похороны Наримана Нариманова" 1925-го года, в том же году подготовленный для показа "Пожар на нефтяных промыслах в Сураханы".

Тему культурной и промышленной деятельности Азербайджана превосходно выразил в своем фильме «Путешествие в Азербайджан» режиссер Аббас Мирза Шарифзаде. Съемки были закончены к 1925-му году. В 20-е годы был популярен журнал о кино и достижениях на производстве и культурной жизни Азербайджана «Азербайджанский экран», выпускался около четырех-пяти раз в год.

 

30-е годы.

 

Появление звука Современная жизнь была постоянным предметом вдохновения для кино 30-х лет. Помимо реалистичных сюжетов снимались также исторические картины о революции. Примерами таких фильмов могут служить «Лятиф», кинокартина «Исмет», снятые с разрывом в 4 года, в 1930-м и 1934-м году соответственно. Этими картинами занимался Микаилов. Гулиев был занят выходом на экраны «Алмаза» 1936-го года, Брагинский же работал над «Новым горизонтом» 1940-го года.

В 1928-м году свет увидела картина Турина В. В. «Бакылылар» или «Бакинцы». «Путь к Востоку» Маковского А. А. 1934-го года и «Азербайджанское искусство» немые полнометражки 30-го года.

Марданов, пионер среди профессиональных азербайджанских режиссеров, закончивший жизнь рано, завершил съемки фильма всей своей жизни «Кяндлиляр» или «Крестьяне». По праву считающийся лучшим киносюжетом тех лет.

Есть среди этих картин и те, которые прославились за пределами Азербайджана и даже были замечены на Каннском фестивале кино («Покорители моря»). Эти фильмы раскрывали тему нефтяной промышленности Каспия.

1935-й год выделяется среди прочих тем, что именно тогда появился первый фильм со звуком «У самого синего моря», авторство которого принадлежит такому небезызвестному режиссеру как Барнету Б. Снимался фильм на «Азерфильме» при участии выдающихся актеров Советского Союза, таких как Свердлин Л. , Крючков Н. В отрезке с 1936 года по 1941-й всего отснятых фильмов со звуком насчитывалось порядка 10.

Появление звука в фильмах дало толчок для развития документального кино. 1935-й год подарил зрителям односерийную документальную кинохронику под названием «Прославленный Азербайджан», над созданием которого тяжело работали режиссер Пумянский Б. и сценарист Еремеев В. Фильм был особенный тем, что выступления героев сюжетов синхронизировался с дикторским текстом. С 1939-го года упоминавшийся ранее журнал о кино «Азербайджанский экран» стал выпускаться под измененным наименованием «Орденоносный Азербайджан».