День национальной идентичности в Армении и празднование Навасарда

Депутат одной из уважаемых партий Армянская революционная федерация «Дашнакцутюн» Арцвик Минасян, предложил учредить праздник – День национальной идентичности и отмечать его 11 августа. И парламент Армении в первом чтении принял проект о внесении изменений в закон. 

 

Немного истории

 

Предание гласит, что в этот день в 2492 году до н.э. основоположник армянского народа и государства Айк одержал победу над ассирийским царём Бэлом. От этой даты и пошло летоисчисление у армян, и новый год отмечали в этот день.

В XVI веке Папа Римский Григорий XIII ввёл григорианский календарь, и в некоторых местах армянские католики Венеции и Польши праздновали Новый год 1 января уже по новому летоисчислению. Весь народ Армении начал отмечать Новый год 1 января при Симеоне Ереванци, Католикосе Всех Армян в XVIII веке. В  Армении и её колониях  до границы  XIX – XX веков Новый год называли очень разнообразно. Некоторые из этих названий произошли от латинского «calendae», что означало «новолуние», с которого и начинался новый месяц.

Историк  Гевонд  Алишан  назвал бой  Айка, праотца армян, потомка библейского патриарха Фогармы, жившего после потопа с Бэлом, мирового диктатора, властелина Элама и Месопотамии - битвой титанов, Дюцазнамарт.

Бэл уже был побеждён армянскими жрецами, но собрав войско из 60-ти тысяч воинов, он повёл его на Армению. Перед боем Айк Ахехнавор (Стрелец) напутствовал своих воинов: «Завещаю вам свою страну! Вы – хозяева земли своей! Это – ваше призвание! Запомните все!» И начался бой в ущелье Айка. Айк выстрелил из лука, трёхперая стрела прошла сквозь доспехи на груди Бэла. Тиран был повержен. Войско в панике разбежалось. В итоге битвы армяне потеряли всего 5 бойцов, а вражеское войско –  40 тысяч  убитых и раненых.

Айка всенародно избрали царём и верховным жрецом. В его правлении находились 18 областей Армении. Страна Аратта получила независимость, и на 185 лет на армянской земле воцарился мир.

 

Новый год или Навасард

 

Именно со дня битвы (день Арег, месяц Навасард)  стали отмечать в Армении Новый год и  вести своё летоисчисление.

Древний армянский календарь разделял год на 13 месяцев: 12 месяцев содержали по 30 дней, 13-й - 5-ть. Все месяцы и каждый день месяца, и каждый час суток имели своё название.

Назывался новогодний праздник «Навасард», что означает: новый год. Его отмечали очень пышно. На горной вершине Арагаца верховный жрец зажигал факел, и его вносили в храм язычников Гарни. Начало праздника возвещала звезда Альфа Ориона, каждый год показывавшаяся в один и тот же день. И празднество длилось всю неделю, причём каждый день праздника был наполнен особенным смыслом.

Открывался праздник с силовой борьбы среди мужчин и женщин. В какой-то день вкушали лёгкое вино и сладкие напитки. Но всё в меру, следуя народной мудрости. Все дни радовались, плясали и пели, принимали участие в роскошных застольях.

Праздник уравнивал бедных и богатых. Царь и царица, свита, военачальники с войском и народом, пришедшим со всей страны, наравне принимали участие в торжествах. Все совершали паломничество к святым местам и храмам. Особенно почитали верховную богиню армян Анаит. Языческие боги сходили с небес и попадали в воды священной реки Арацани, бегущей по склону горы Нпат. Там люди складывали свои дары. Довольные боги возвращались на снежные горные вершины, чтобы дальше наблюдать за торжествами.

Память народа хранит предание о том, что Ноев ковчег пристал к горе Арарат именно 11 августа. А ещё передавали через поколения то, что до боя титанов отмечали Новый год в день весеннего равноденствия 21 марта, как символ пробуждения природы. Жрецы молились богам о богатом урожае.

На праздник готовили разнообразные блюда, но всегда главенствующее место занимал хлеб, испечённый из пшеницы округлой формы, которую культивтровали только в Армении. Этим посланием люди давали понять богам, что их почитают.

Отличием праздничного стола была приправа нгатцахик. Эти чудесные цветы росли на склонах горы Арарат. Добавлять сушёную приправу из нгатцахик традиционно считалось символом единения армян. Ещё один кулинарный новогодний обычай, использовать продукты, название которых начинается на букву «н», как в названии приправы. Например, миндаль («нуш»), гранат («нур»). Обязательно готовили молодого барашка с сухофруктами, свежими фруктами и зерновой кашей.

Но строго следовали правилу умеренности в еде и питье. Принято было печь хлеб, в котором прятали монету, фасоль или бусину. Кому из членов семьи попадался кусочек с «сюрпризом», тому ждать удачу в новом году.

После принятия христианства, в Средние века стали праздновать новый год в середине ноября, так как в это время заканчивались сельские  работы. В конце XVIII века новый год стал наступать 1 января. Хотя зимой праздник не связывали со сбором урожая, радости было не меньше. Напекали сладких начинённых лепёшек, фигурных печений, изображающих предметы изобилия. Это должно было принести хороший урожай и достаток.

 

Традиции праздника

 

Бытовало поверье, что проточные воды рек в ночь, накануне нового года превращаются в золотоносные. Девушки и юноши стерегли этот волшебный миг, чтобы принести в дом благополучие. Чтобы воду задобрить, в неё бросали зёрна или крошили хлеб. В эту волшебную ночь любой предмет, опущенный в воду, помогал исполнению желания, поэтому не разрешалось выливать или расплёскивать воду в доме.

Для детей готовили подарки, молодые девушки занимались гаданием. Хозяйки выполняли ритуалы, приносящие счастье.

Над входом в дом все вешали корзины с лакомствами для детей.

В Навасард все старались помириться, и соседи, и члены семьи, чтобы в душе царил мир в новом году.

В некоторых областях Армении новый год стали праздновать в период с 10 по 20 ноября, и гуляния растекались от южных земель до северных, начиная с 11 августа.

Перед Навасардом люди 1 неделю держали пост. А потом начинали веселиться: кто вечером, кто после 12-ти, но большинство от первых петухов. Тут уже был готов казан с мясным обедом из барашка, козлёнка или поросёнка с пшеничной крупой.

С рассветом, в новом году было принято поминать всех, кто в течение года покинул этот мир. Все ходили по таким домам с подарками и утешали членов семьи.

Приходя в дом с поздравлениями, соседи раскидывали орехи. Приносили друг другу медное блюдо с курицей, крупой и фруктами, украшенное свечами.

Кумовья новорождённых детей одаривали друг друга подарками, угощение приносили обязательно на серебряном блюде.

Еще один обычай исполняли старшие члены семьи: поздравляли старосту поселения бутылкой водки и яблоком, начинённым серебряной монетой. Староста всех угощал воловьим мясом.

На Навасард все обязательно надевали новые наряды: и дети, и взрослые. Даже домашний скот получал особенный уход: старательно вычищенный хлев, солому, сдобренную ячменём и даже красный бант на рога или хвост. Здесь тоже не обходилось без приметы: если животное, выходя во двор, переступало порог правой ногой – значит, год будет хорошим.

Души людей наполнялись радостью и счастьем на весь следующий год.