День осетинского языка и осетинского литературы - история и традиции праздника

День осетинского языка и осетинского литературы

15 мая в Осетии отмечается один из самых молодых, но в то же время очень важных праздников - День осетинского языка и осетинского литературы.

Праздник проходит на территории всего региона. В этот день в школах и университетах проходят семинары, лекции и открытые уроки по осетинскому языку, учителя рассказывают про историю, развитие языка, проводят конкурсы по чтению стихов на родном языке.

Значение этого праздника сложно переоценить. Язык является основой любой культуры, способом самоидентификации нации в мире. Осетинский язык могучий, красивый и певучий язык, развивающийся уже не первое столетие.

 

История появления праздника

 

Отдельно стоит отметить, что праздник проводится в день, когда была выпущена первая книга на осетинском языке «Ирон фандыр» Коста Хетагурова (1899 год). Приказ об учреждении праздника, посвященного осетинскому языку и литературе, был подписан в 2003 году президентом РСО–А Александром Дзасоховым. Как говорится в речи президента, основной задачей праздника становится привлечение внимание молодежи к своему языку, сохранение и развитие осетинского языка. Общественные организации, и раньше занимавшиеся просветительской работой, получили поддержку со стороны правительства, а властные структуры активно занялись разработкой новых методик по популяризации родного языка.

Каждый год 15 мая преподавателей и студентов филологических факультетов, внесшие вклад в изучение языка, чествуют государственными грантами, а учителей школ награждают за новые методы преподавания языка и литературы.

Осетинский язык относится к восточной подгруппе индоиранской ветви индоевропейских языков. Очень тесная генетическая связь с языками аланов и скифов очевидна даже при поверхностном анализе языка. Язык осетин долгое время был единственным языком индоевропейской группы на Кавказе. Находясь в вынужденной изоляции, язык создал много уникальных структур:  своя морфология и фонетика, лексика и синтаксис. Все это делает осетинский язык удивительным, красивым. Это же становится одной из причин, почему язык требует внимания и максимальной работы по своему сохранению и восстановлению.

За долгое время осетинский язык обогатил себя смычно-гортанными согласными, не свойственными индоевропейским языкам, появилась агглютинативная система падежей, в лексике появилось огромное количество заимствований из языков картвельских, нахско-дагестанских и адыгских. Синтаксис языка так же уникален -  язык принял в себя, отказавшись от традиционных индоевропейский предлогов, послелоги, появилась безаккузативная парадигма склонения. Отдельно стоит отметить, что, не смотря на эти заимствования, в осетинском языке очень четко прослеживаются связи с языки финно-угров, славян, германцев и тюркцев. Конечно, любой язык несет в себе отпечатки языков соседних племен и стран, но только язык осетин соединил в себе такое многообразие изменений, гармонично вписал их, развивал и видоизменял, став в конечном итоге уникальным, неповторимым, логичным и абсолютно гармоничным, не смотря на такое количество различным и взаимоисключающих факторов, языком.

Сейчас по данным министерства культуры Осетии, на осетинском языке говорит более 490 000 людей, больше половины которых проживает на территории Северной Осетии. Ежегодно, 15 мая, в Осетии проводятся выставки книг известных осетинских писателей, народные гулянья, на которых пожилые люди могут насладиться звучанием песен и стихов на родном языке, а молодежь проникается любовью к своему языку. Общественные организации Осетии ведут активную работу по восстановлению этнических связей с соотечественниками, проживающими на территории Таджикистана.