День профессионально-технического образования - история и традиции

Профессионально-техническое

2 октября в России отмечается праздник профессионально-технического образования.

История профессионально-технических образовательных учреждений  в России насчитывает свыше 300 лет. Первые документальные свидетельства об организации подобных учебных заведений относятся ко времени правления Алексея Михайловича.

 

История

 

Пётр I, известный своими реформаторскими новшествами и желанием дать образование всем, независимо от происхождения и статуса, создает первые профессионально-технические училища. На обучение принимались дети крестьян и мастеровых, солдаты. В конечном итоге страна получала специалистов корабельностроительного дела, оружейных мастеров и многих других. Пётр заложил основу профессионально-технического образования, которая позволяла создавать сильную промышленную державу.

После Петра отдельно стоит упомянуть время активного развития и становления мануфактур и фабрик. Это стало временем активного и стремительного роста потребности в мастерах, умеющих работать на новых станках, и, как следствие, учреждений , где мастеров необходимо обучать.

Конец  XIX – начало XX века стали одной из вех истории профессионально-технического образования. При каждой мануфактуре и фабрике был свой цех, где молодым неопытным работникам показывали принципы действия станков, рассказывали правила работы. Появлялись образовательные учреждения не только при фабриках, но и просто в крупных городах. Молодые специалисты могли смотреть за работой мастеров, перенимать опыт, учиться на ошибках, а впоследствии, активно участвовать в развитии страны.

Следующим важным этапов развития профессионально-технического образования стал приказ, подписаный 2 октября 1940 года. Этот приказ регулировал создание трудовых резервов СССР.

С октября 1940 года Совет Народных Комиссаров СССР имел право призывать до 1 миллиона молодых людей в возрасте от 14 до 16 лет на обучение в ремесленных и железнодорожных училищах и молодых людей в возрасте 16–17 лет для обучения в школах фабрично-заводского обучения.

Приказ так же обговаривал условия, в которых жили и обучались студенты. Государство брало на себя полное содержание обучающихся - питание, обмундирование, общежитие, учебники, учебные пособия.

Такой подход к подбору и составлению кадрового резерва позволил СССР за 10 лет существования (1941-1951гг.) выпустить свыше 6,3 миллионов мастеров и квалифицированных рабочих. Отдельно, рассказывая об этой части истории профессионально-технического образования, стоит упомянуть про обязательные 4 года работы на государственных учреждениях, которые готовый рабочий должен был государству за обучение.

С 1959 года все учебные заведения системы Государственных трудовых резервов были преобразованы в профессионально-технические учреждения, обучающие специалистов 1-2 года, перейдя, таким образом, в современный и знакомый нам  тип.

В последнее время государство все чаще и чаще обращается к вопросу, поддержки профессионально-технических образовательных учреждений.

В 2008 г. Борис Грызлов обозначил необходимость развивать и улучшать работу ПТУ, помогать в финансовом и техническом плане, обеспечивать интеллектуальное развитие студентов.

В современной России можно выделить несколько основных пунктов, которые осуществляет любое профессионально-техническое образовательное учреждение:

  • работа ПТУ позволила создать на базе производственных предприятий практических центров, чья работа позволяет и студентам совершенствовать свои знания, и заводам пополнять кадровый резерв качественными и уже проверенными во время практики специалистами;
  • педагоги профессионально-технического образования улучшают и совершенствуют материальную базу образования;
  • для подготовки квалифицированных кадров профессионально-технические образовательные учреждения привлекают специалистов предприятий-работодателей, которые активно участвуют в организации работы ПТУ, а так же четко выставляют задачи, которые должны уметь решать молодые специалисты;
  • так как любое профессионально-техническое образовательное учреждение работает напрямую с предприятиями-работодателями, студенты могут быть уверены в том, что по окончанию образования, они станут востребованными специалистами. А чаще всего студенты начинают работать еще во время обучения.

Сейчас 2 октября педагоги профессионально-технических образовательных учреждений получают правительственных премии, гранты. Проводятся открытые лекции и семинары, ярмарки профессий. Студенты демонстрируют свои умения и знания, полученные благодаря педагогам. Проходят выставки, праздничные концерты. В общем и целом День профессионально-технического образования затрагивает не только учреждения образовательные, но и заводы, концерны, фабрики, где работают выпускники, получившие профессионально-техническое образование.