День работников морского и речного флота - история и традиции

День работников морского и речного флота - история и традиции

Каждый год в последнее воскресенье июля отмечается день работников морского и речного флота.

1 октября 1980 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О праздничных и памятных датах», которым учрежден этот профессиональный праздник.

 

История

 

Морской транспорт является отдельной отраслью народного хозяйства. 18 июля 1924 году образовалось Акционерное общество «Совторгфлот»,  которое взяло на себя управление всем морским транспортом.

Образование «Совторгфлота» позволило объединить транспортные суда, которые ранее принадлежали различным компаниями и организациям.  Под управлением «Совторгфлота» оказались порты, судоремонтные заводы и учебные заведения.  В этот момент общество имело 128 судов. "Совторгфлот" внесло значимый вклад в развитие морского транспорта.

Особенно стоит отметить значение флота в годы Великой Отечественной войны, когда шли сильные обстрелы и бомбардировки, в России под управлением "Совторгфлота" имелось 870 пароходов для морской и речной транспортировки, что позволило обеспечить перевозку более 100 млн тонн груза. После окончания войны 35 сотрудников "Совторгфлота" стали Героями Советского союза, из них стоит выделить Ивана Афанасьева,  Константина Петровского и Бориса Аказенока, которые были членами экипажа «Старый большевик» , а также 13 900 человек награждено медалями и орденами. 

Пик развития морского и речного транспорта припал на 50-е годы и начало 60-х годов. В этот период компания увеличила количество морских и ручных судов (до 1187), а соответственно увеличила объемы грузоперевозок и  вышла на 6 место в мире по объемам перевозок. Перевозки грузов и пассажиров осуществлялись в 130 стран мира.

На протяжении 70-80 гг транспортный флот получил в свое распоряжение специализированные суда, такие как нефтебалкеры, контейнеровозы, железнодорожные паромы, суда для перевозки габаритных грузов, а также построены современные специализированные береговые комплексы, которые упростили процедуру погрузки и разгрузки грузов.  Автоматизированные системы упростили работу сотрудников и позволили развить новые методы организации труда.

Морской флот СССР был признан и высоко оценен на международном уровне.

Морской и речной транспорт СССР развивался, пока не распался Советский Союз. Чтобы не потерять оставшиеся суда, в 1992 году создали Департамент морского транспорта при Министерстве транспорта Российской Федерации,  после была создана Федеральная и Государственная служба морского флота, а в 2004 году Федеральное агентство морского и речного транспорта.  Кроме того, в 1993 году принята программа возрождения морского и речного транспортного флота.

Современная система морских и речных перевозок играет важную роль в формировании российской экономики и решении социальных задач. 

Сегодня речная  внутренняя транспортная связь Российской Федерации представляет цельный инфраструктурный комплекс, в котором заложено 101 400 км путей,  613 судоходных гидротехнических сооружений и 110 шлюзов.

Объем внутренних перевозок в 2012 году составил 142 млн тонн груза и 13,6 млн пассажиров, 186 млн тонн разгрузили и погрузили в речных портах.

Морской транспорт играет не менее важную роль, чем речной. 63 морских порта с общим объемом грузооборота в 2012 году 567 млн тонн, говорит о развитии этой сферы и ее вкладе в экономику России.  С каждым годом морской транспорт пополняется новыми паромами. В 2013 году их число составило 568 судов.

Последнее воскресенье июля - это праздник для всех сотрудников морского и речного транспорта, торговых и ледокольных флотов, судоремонтников, портовиков и других специалистов.

В этот день проходят празничные построения и парады. Наиболее отличившихся сотрудников моркого и речного флота награждают ведомственными и правительтсвенными наградами и ценными подарками.