День российской печати - история праздника

1703 г. ... Этот год ознаменовался выходом в свет в России первого номера газеты «Ведомости» ("Российские ведомости", "Ведомости Московские") по указу Петра І. С этого момента началось развитие газетного дела. "Ведомости" сначала издавались в Москве, а с 1711г. и в Санкт-Петербурге. Это было официальное издание, в создании которого принимал активное участие сам Петр І. С 1719г. ответственными были назначены Б.Волков и Я.Синявич. Большая часть публикаций была посвящена победам русской армии. А с 1728г. газета перешла в ведомство Академии наук. Московская газета-долгожитель "Московские ведомости" просуществовала 161год (1756-1917гг).

Первой провинциальной газетой были астраханские "Восточные известия", в которых  печаталась разнообразная информация (стихи, анекдоты, этнографические и географические очерки и т.д.), но каждый номер начинался официальными сообщениями. Зарождение первой же подписной компании состоялось 1 января 1870г. (это был, своего рода, опыт). В 1914 г. насчитывалось около 3 тыс. наименований и тираж их был довольно велик. Впервые день печати  начали отмечать после 1917г. 5 мая, в этот же день вышла газета "Правда" (в 1975г. тираж (разовый) этой газеты достиг практически 11 млн.). Довольно популярными изданиями того времени (70-90гг.) были журналы "Огонек", "Крестьянка", "Работница", тираж которых достигал 21-26 млн. В конце 80-х уже выпускалось около 15тыс. изданий и существовало около двухсот издательств и типографий, а в конце 90-х появились on-line версии некоторых изданий ("Огонек", "Известия" и др.).

В 1991г. был провозглашен "День российской печати", празднуемый 13 января (в этот день вышли "Ведомости", именно в честь этого первого российского издания была выбрана дата праздника). Современное общество, и Россия в частности, в последнее время стало сильно зависимо от средств массовой информации. Наша страна занимает лидирующие позиции на рынке прессы, уступая лишь таким странам, как Индия или Китай. Но не всегда это сопровождается достаточным ростом тиража и продаж. Преимущественно люди отдают предпочтение развлекательным изданиям. Большинство изданий, а именно около 90%, оплачивается частными инвесторами и используются как политический ресурс, а соответственно целью не стоит окупаемость. С развитием рынка печати и СМИ стала более востребована профессия журналиста (но  при этом она является также одной из опаснейших).

 

Празднование Дня российской печати

 

Следует отметить, что в этот праздник - День российской печати, принято отмечать наградами выдающихся представителей СМИ (лауреаты ежегодных премий). Одной из таких наград является премия правительства РФ в области печатных СМИ. Кроме того существуют гранты для поддержки молодых и творческих журналистов. Традиция вручать премии зародилась в 1997г. На данный момент в Российской Федерации насчитывается около 50тыс. журналов и газет, большая часть которых издается регулярно.

 

Понятие средств массовой информации

 

В последнее время СМИ все чаще ассоциируют с институтом демократии, нежели в качестве средства передачи информации массам людей. Решающую роль в такой расстановке акцентов сыграла свобода слова и мысли и т.п. (гарантированы Конституцией Российской Федерации). Гарантии свободы слова зафиксированы в Законе "О средствах массовой информации", а именно, ч.5 статья 29. Этот документ считается базовым в правовой сфере разрешения разнообразных ситуаций в связи с организацией СМИ.

 

СМИ сегодня. Влияние средств массовой информации (СМИ) на мировоззрение общества

 

В современном мире зачастую решение многих проблем зависит от правильной информации. В этом состоит и задача российских журналистов, число которых приближается к 150тыс. Независимо от того в какой сфере СМИ они работают, главное найти нужную информацию и правдиво ее подать своим читателям. В регионах жители много внимания уделяют районной и городской периодике, а также людям, работающим в этих изданиях (у каждого есть и ценители, и недовольные). Средства массовой информации оказывают мощное влияние на мышление и мировоззрение  людей ( особенно это касается электронных изданий в эпоху всепоглощающей компьютеризации, но печатные издания тоже важны). для того, чтобы иметь такое влияние, нужно постоянно изучать спрос потребителя (духовный и политический), быть в постоянной взаимосвязи с народом.