День трафальгарского морского сражения

21 октября 1805 года между флотом Британии и объеденными  морскими силами Испании и Франции произошла главная морская битва XIX века, которая  вошла в историю под название Трафальгарское сражение.  Сражение произошло на территории Испании возле города Кадис.

Предпосылками к Трафальгарскому сражению стало желание Наполеона завоевать Великобританию.  Несмотря на то, что Англия и Франция подписали мирное соглашение о ненападении, в начале  XIX века этот договор был нарушен.

Армия Наполеона считалась сильной в наземных  сражениях, тогда как Англия относилась к морским державам, которые побеждали в сражениях на воде.  Великобритания имела могущественный морской флот, что позволяло ей сдерживать атаки Франции. При этом от такой блокады страдала сама Франция, потому что были обрезаны морские торговые пути.

Великобритания вела наступательные операции по всей территории. Французский флот в свою очередь расположился на Средиземном море (Тулон и Брест) и во французских  портах Атлантического побережья.

Такое расположение морских флотов двух государств говорило о преимуществе  одного из них, а точнее Англии.

5 октября 1804 года стало началом великого морского сражения.  В этот день четыре фрегата Испании перевозили крупную сумму денег.  В районе города Кадис они были остановлены военно-морскими силами Британии.  В результате произошло сражение, в котором один испанский корабль («Мерседес») взорвался, а три оставшиеся сдались в плен.  Испания не приняла своего поражения и вступила в союз с Францией против Англии.  Благодаря этому Франция улучшила свое положение на морской территории, получив в поддержку испанский флот в городах Кадис и Феррол.

Великобритания кроме могущества военного флота имела офицеров, которые были прекрасно обученными и опытными. Франция всех своих лучших офицеров казнила или отправила за решетку. Единственный на кого мог рассчитывать Наполеон, был  Пьер-Шарль Вильнев.

Наполеон готовил наступление на Англию. По плану великого императора французский десант должен высадиться на территории Великобритании. Для этого  в два этапа  через Ла-Манш  планировалось переправить солдат, лошадей и баржи. Единственное чего не хватало, это надежной защиты перед морским флотом Британии.

Наполеон решает обмануть противника и приказывает Вильневу отвлечь британцев, а за это время они переправят десант.  Вильнев выполнил приказ и сделал фальшивый поход в районе Карибского моря. Британия разгадала план Наполеона и оставила корабли сторожить Ла-Манш,  а часть кораблей отправила для перехвата французов. Битва состоялась в районе мыса Финистерр.  Французы не участвовали в  сражении, тогда как Испания потеряла два корабля.

После неудачной попытки отвлечь Английский флот, французы вернулись в испанский порт Кадис, в котором оказались заблокированными английским флотом. В средине сентября 1805 года по приказу Наполеона флот Вильнева снялся с якоря и отправился сначала в Картахен для воссоединения с испанскими кораблями под командованием контр-адмирала Сальседо, а дальше в Неаполь в подкрепление генералу Сен-Сиру для дальнейшего вторжения в Неаполитанское королевство.

С самого начала Вильнев не нашел общего языка с испанскими адмиралами.  Поэтому 21 октября 1805 года направляясь в район мыса Трафальгар, и увидев английскую эскадру, принимает самостоятельное решение и разворачивает флот.   В результате между кораблями произошел сильный разрыв дистанции, а некоторые корабли, чтобы избежать столкновения с противником,  сбежали.

Погода в день сражения не радовала солдат — был слабый ветер и приближался шторм. Английским флотом командовал  вице-адмирал Горацио Нельсон, который учел погодные условия и другие условия боя, и принял решения не использовать классическую тактику боя. 

Английский флот выстроился в две шеренги. Первую шеренгу возглавлял Нельсон на корабле «Виктория». Вторую шеренгу -  контр-адмирал Катберт Коллингвуд на корабле «Роял Соверег».

Вильнев не мог выстроить свой флот для наступающего боя. Кроме того, он был ограничен для выполнения маневра.  Единственный кто был на его стороне – ветер, и он решил использовать ситуацию, тем самым, планируя разгромить строй противника.

Первый залп в Трафальгарском сражении прогремел в 11-00, когда фрегат  «Св.Анна» направил снаряд в сторону «Роял Соверег», который оказался первым в английском строю. Французско-испанская флотилия открыла огонь. 

В 12-30 «Роял Соверег» достиг противника  и вклинился в его ряды, оказавшись между кораблями «Св.Анна» и «Fougueux». Первые 20 минут он самостоятельно вел бои с противниками.

Через 45 минут корабль  «Виктория» прорвал колонну противников между кораблями «Сантисима Тринидад» и «Букентари».  Адмирал Нельсон находился на смотровом мостике.  Он считал, что это должно вдохновлять моряков во время сражения.

Британские военные обладали лучшей выучкой, чем французские или испанские. На один залп противника, Англия давала три залпа.  Основная цель  - пушечные порты противника, что позволяет вывести из строя тяжелую артиллерию.

Англичанам в бою мешал ветер, а французам и испанцам их не согласованность в действиях. Кроме того, адмирал Пьер Дюмануар на флагмане «Формидабл» ушел с «поля» боя в сторону Кадис и забрал с собой еще 9 кораблей.

Последнее сражение произошло вечером 21 октября.  Сражение случилось между английским кораблем «Виктория» и противником «Редоутабл», и между «Темерари» и «Букентари». Корабли стояли близко друг к другу и бой продолжался в рукопашную с применением  стрелкового оружия.

Солдат на корабле «Редоутабл» приметил Нельсона, который стоял на палубе и выстрелил в него.  Эполет прошел через плечо и застрял в позвоночнике.  Несмотря на тяжелое состояние, Нельсон требовал постоянного отчета о ходе боя.

В 14-00 Вильнев приказал спустить флаги и  сдаться в плен.  За это время Франция и Испания потеряла в общей сложности 12 кораблей, а умирающему Нельсону сказали: «Милорд, этот день за вами».

Но, к сожалению,  самый страшный бой был еще впереди. К 16-00  открылся самый ожесточенный бой между Англией и Францией, Испанией.  В этом бою стоит отметить сражение  английских кораблей «Дефианце» и «Ревенге» с Фредерико Гравином на «Принце де Асториас». 

Пока шло последнее сражение,  Коллигвуд решил догнать корабли противников, которые в начале битвы решили сбежать. Адмирал Дюмануар,  заметивший преследование, приказал кораблям повернуть  на юго-запад. Не  подчинился приказу «Интрерид», который  повернул в самую гущу событий. За ним потянулись остальные корабли. Развернулось новое сражение.

В 17-30 Трафальгарское сражение завершилось полным разгромом кораблей Франции и Испании. За час до завершения боя скончался вице-адмирал Горацио Нельсон.

К вечеру разыгрался шторм. Корабли, которые были побитые после боя, не смогли выдержать большие волны и разбивались окончательно.  Солдаты изо всех сил старались спасти свои корабли и во время шторма откачивали воду и латали дыры. Тела убитых, которых хотели доставить на землю и похоронить с почестями, выбрасывали в море.

23 октября адмирал Гравина решил снова вступить в бой с Англией и освободить свои корабли.  С ним шли подлатанные за прошедший день корабли, среди которых был «Тронадор», который не участвовал в сражении 21 октября.

Капитан первого ранга Алва, который находился в плену у англичан на  «Св. Анне», увидев испанские корабли, поднял бунт и перебил английский флаг на испанский. Два английских корабля направленные на  усмирения бунта были встречены огнем.  «Св.Анна» была освобождена из плена.

Испанские корабли направились в Кадис. Шторм, который настиг их в пути, полностью разгромил корабли. До Кадиса досталась только «Св.Анна».

 

Статистика Трафальгарской битвы:

 

- Франция и  Испания потеряла 18 кораблей, 15 000 человек убито, ранено и попало в плен.

- Англия практически не потеряла ни одного корабля, 2000 англичан ранено и убито.

Франция и Испания после боя перестали быть морскими державами.  Наполеон отказался от идеи захвата Англии и направил свои силы на Россию и Австрию.  Англия стала единственной хозяйкой морей.