День транспортной полиции России - история профессии и праздника


Помимо своего основного профессионального праздника, Дня полиции, МВД Российской Федерации 18 февраля чествует сотрудников одной из крупнейших своих структур – транспортной полиции. Или, как эта структура названа сегодня, «Департамента обеспечения правопорядка на транспорте МВД России».

Какова же история возникновения этой, безусловно, нужной и играющей важную роль в жизни страны, службы?

А история простая: в общественно-политической и экономической жизни любого государства развитие каждой отрасли стимулирует развитие других, так или иначе, с ней связанных, отраслей. Так и в нашем случае: появление в России первых железных дорог и развитие их инфраструктуры повлекло за собой необходимость сопровождения и охраны транспортных перевозок. В те далекие времена, в 40-е годы XIX века, полиция царской России ограничивала свою деятельность на новом поприще выставлением полицейских постов на железнодорожных вокзалах. Задачей таковых постов был надзор за порядком, как и у простых городовых.

Но, как говорится, «все течет, все меняется» и преступный мир, как часть социума, тоже начал пользоваться новым «благом цивилизации». Возникла новая преступная специальность – поездной вор и полиции пришлось сопровождать как пассажирские, так и особо ценные грузовые перевозки. Тем не менее, отдельная, специализированная структура пока не выделялась.

Учитывая существующую обстановку в стране (Гражданская война, голод, разгул преступности), при НКВД республики был создан отдел, специализирующийся на поддержании законности в ж/д отрасли. В состав первоочередных задач этого подразделения входила охрана и сопровождение железнодорожных составов с продовольствием и другими ценными грузами, патрулирование железнодорожных путей и охрана мостов, организация специальных перевозок. Работники транспортной милиции внесли весьма значительный вклад в дело охраны правопорядка в период индустриализации Светского Союза, когда велось колоссальное строительство заводов и фабрик, особенно на Урале, в Сибири и других отдаленных районах страны. Новые предприятия закладывались там, где отсутствовала обычная инфраструктура, и милиционерам линейных отделов приходилось быть единственными представителями органов внутренних дел на местах. Иными словами, они были и железнодорожной охраной, и оперативниками, и участковыми. Потом, уже после пуска завода в эксплуатацию, в новых городах и поселках появлялись отделения уголовного розыска и другие необходимые милицейские подразделения.

Отличились транспортники и в годы Великой Отечественной войны: из личного состава линейных отделов милиции были сформированы сотни экипажей бронепоездов, бригады железнодорожных связистов, многочисленные отряды патрулей, охранявших путевое хозяйство железных дорог от вредителей и диверсантов. При выходе советских войск на рубежи государственной границы, в начале освобождения европейских стран от немецко-фашистских захватчиков, было сформировано несколько бригад по переоборудованию советского подвижного состава для европейских железнодорожных путей – у них меньшая ширина колеи.

Вышеуказанный декрет Советского правительства о создании транспортной милиции был подписан 18 февраля 1919 года и, с тех пор, этот день было принято считать профессиональным праздником милиционеров, а сейчас полицейских, занятых обеспечением поддержания исполнения закона в транспортной сфере.

 

Обеспечение исполнения закона в сфере транспорта МВД Российской федерации

 

Данный департамент проверяет и осуществляет контроль за деятельностью двадцати региональных УВД на транспорте. Со временем, по мере развития техники и появления новых видов транспорта, работы у транспортной полиции только прибавлялось. Значительно возросли объемы грузовых и пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте, а после первой попытки террористического захвата воздушного судна, Министр внутренних дел Союза советских социалистических республик Николай Анисимович Щелоков, двадцать шестого октября 1971 года издал приказ "о создании Следственного отдела МВД СССР на воздушном транспорте".

А еще через девять лет, в 1980 году, в преддверии Московской Олимпиады, назрела насущная проблема организации еще одного транспортного подразделения – водной милиции. Первой задачей новой структуры было поддержание порядка на акватории Москвы-реки и прилегающих водоемах.

Транспортная милиция постоянно совершенствовалась в своей профессиональной деятельности, с самого своего возникновения и по сегодняшний день. Нарабатывался опыт и навыки работы в специализированных условиях различных видов транспорта. Ведь работа по поддержанию правопорядка в стесненных условиях пассажирского вагона или салона самолета в очень значительной мере отличается от точно такой же, но в условиях города. Оперативная и поисковая работа на транспорте тоже имеет свою специфику, отличающую ее от работы, как говорится, «в поле».

Развитие криминалистики и других, сопутствующих ей наук, в значительной мере, оказывает правоохранителям существенную помощь в их работе. В высших учебных заведениях МВД обобщают накопленный многолетний опыт для передачи его курсантам, там существуют отдельные кафедры по подготовке кадров именно для транспортной сферы правоохранительной деятельности. И это закономерно: тенденции к снижению объемов работы у работников сферы полиции транспорта не предвидится, наоборот – с дальнейшим развитием инфраструктуры, с увеличением скорости передвижения грузов и пассажиров, работа у Департамента будет только прибавляться!

Каковы традиции праздника?

На самом деле праздник, о котором мы ведем свой рассказ, не официален, но, тем не менее, в отделах полиции транспорта в этот день принято преподносить коллегам поздравления, чествовать сотрудников, принесших особые результаты. Руководство отделов и управлений организовывает концерты и другие торжественные мероприятия для личного состава.