Древнеримский праздник Весталии в Италии - история и традиции

Одним из почитаемых богов в древнеримском государстве считалась богиня Веста, олицетворявшая собой домашний очаг. Изначально центрами культа считались Ланувиум и Альба Лонга, а затем культ Весты был передан Ромулом и Нумой Помпилием в Рим. Являясь богиней домашнего очага, Веста представляла собой символ дома. Традиционно перед вселением в новый дом необходимо обнести вокруг строения новорожденного ребенка, что помогало защитить дом от негатива.

Каждый прием пищи должен был начинаться и заканчиваться обращением именно к Весте.

Эта богиня настолько почиталась в Древнем Риме, что у каждого города государства имелся свой собственный очаг, который посвящался Весте с огнем, который не должен никогда гаснуть. При основании новой колонии угли от главного города переносился в новое поселение, где и разжигался огонь. Самым значимым сооружением, посвященным Весте, был круглый храм, где в очаге горел неугасимый огонь.

Именно с этой богиней связан праздник Весталии, который отмечается 9 июня. В этот день по традиции женщины босиком совершают паломничество  в храм богини, где ей приносятся жертвы, а также блюда с пищей.

Также интересным моментом Весталии считается запрет на использование в работы ослов 9 июня, поскольку согласно преданию, именно крик осла помог проснуться богине от сна, тем самым обезопасив себя от Приала, который возжелал овладеть богиней.

Как правило, в скульптурных изображениях Веста предстает в образе роскошно одетой девушки с укутанной покрывалом головой.

При храме Весты всегда присутствовало шесть весталок, в задачи которых входило следить за огнем в очаге и постоянно его поддерживать. Такие служительницы храма имели почетное положение в Риме, так, в частности, в ходе судебного разбирательства их показания могли иметь решающее значение при выносе приговора, а за оскорбление весталок можно было лишиться жизни. Если на пути прохождения преступника на казнь на дороге встречалась весталка, то казнь отменялась. Старшая весталка носила название Virgo Maxima. Только они имели право иметь в своем сопровождении ликторов.

Чтобы стать весталкой, проводился достаточно жесткий отбор, в ходе которого из хороших семей согласно жребию отбиралось двадцать девочек в возрасте от 6 до 10 лет, которые не имели каких-либо физических недостатков. Затем сам великий понтифик отбирал из двадцатки всего шесть девочек. С этого времени у девочек начинался сложный путь жриц богини Весты. Они поступали на первые десять лет в обучение старшим весталкам. Перед началом обучения каждая проходила процедуру посвящения, которая заключалась в принесении в жертву обрезанных волос. После этого девочки облачались в белые одежды, и к их имени прибавлялось имя Амата. По завершении обучения у высших весталок, жрицы оставались в храме еще в течение десяти лет. Следующие десять лет весталка должна была взять на обучение вновь прибывших девочек. После тридцатилетней службы в храме весталки могли вернуться обратно в родительский дом и выйти замуж. Конечно же, по истечение такого длительного срока очень редко женщины возвращались домой, поскольку вся сознательная жизнь прошла в стенах храма.


Это интересно: за весь период служения весталки должны были быть целомудренны, поскольку в этом проявлялась святость очага Весты. Если этот запрет был нарушен, то жрицу могли заживо закопать в земле.


Если во время служения в храме гас огонь в очаге, то за такую провинность весталку бичевал собственноручно великий понтифик, поскольку погасший огонь являлся дурным предзнаменованием для всего государства.