Президент РСФСР Борис Ельцин подписывает пакет из десяти указов и правительственных постановлений о переходе России к рыночной экономике

К концу 1991 года Россия оказалась в очень сложной экономической ситуации. Особенно остро встал вопрос о поставках продовольствия. Магазины были пусты, продукты первой необходимости отпускались населению по талонам. Страна полностью зависела от импорта зерна, но были исчерпаны практически все валютные резервы, и у государства не хватало денег даже для оплаты фрахта судов. Многие города страны, в том числе и такие крупные как Санкт-Петербург получали продовольствие от стран Запада в качестве гуманитарной помощи.

Для разрешения кризиса, многие экономисты, в том числе и Егор Гайдар, говорили о необходимости немедленной либерализации цен. По их мнению, такая мера сможет стать стимулом для того, чтобы производители продовольственных товаров начали поставлять свою продукцию для реализации в розничной торговле. Сам Гайдар впоследствии вспоминал, что такое решение было очень рискованным, но единственно верным для того, чтобы избежать катастрофы.

Но не все были согласны с этим мнением. Григорий Явлинский считал, что явной угрозы голода не было. В альтернативу пустым магазинам появлялись новые способы реализации многих товаров. Он утверждал, что на смену старой распределительной системы появилась новая, которая, хоть и несколько хаотично, но позволяла прокормить народ. Запасы же продовольствия в стране были вполне достаточными.

Так или иначе, Россия остро нуждалась в реформах, но планомерному их проведению мешал общий развал страны. Старые политические и экономические институты были разрушены, а на становление новых должны были уйти долгие годы. В упадке находились все органы государственного управления, вооруженные силы, таможня. В такой ситуации переход от плановой экономики к рыночной не осуществляла ни одна страна в мире. 

Указ президента о либерализации цен был подготовлен к 15 ноября 1991 года. Объявлено же о ней было еще ранее, в октябре того же года, в программной речи президента Ельцина перед Съездом народных депутатов. В указе сообщалось, что с 2 января 1992 года все предприятия розничной торговли имеют право устанавливать цены по собственному усмотрению. Также были отменены все ограничения на импорт товаров. Вскоре вышли указы провозгласившие свободу торговли и рост темпов приватизации государственных предприятий.

Все эти указы означали окончательный переход государства к рыночной экономике и полный отказ от старой командно-административной экономической системы.

Расчет на быстрое наполнение магазинов товарами вполне себя оправдал. Но остро встал вопрос о поддержке малообеспеченных слоев населения. В декабре 1991 года вышел указ о дополнительных мерах социальной поддержки населения, а в феврале следующего года принят еще один указ о единовременных выплатах нуждающимся и созданию местных фондов социальной поддержки. Но даже принятие данных мер не смогло полностью компенсировать населению резкий подъем цен.

Второй проблемой явилась угроза гиперинфляции. Для борьбы с нарастающей инфляцией пришлось резко снизить государственные расходы. Также был введен налог на добавочную стоимость, а в сфере внешней торговли административное регулирование было заменено системой пошлин и тарифов.

Либерализация цен стала причиной того, что уже к середине 1992 года многие промышленные предприятия стали испытывать острый дефицит оборотных средств. Вследствие этого резко вырос объем взаимных неплатежей между предприятиями, а это повлекло за собой невыплаты заработной платы и угрозу остановки важнейших предприятий жизнеобеспечения.

Сокращение государственных расходов сильно ударило по промышленным и аграрным предприятиям, которые имели свое лобби в главных органах управления государством. Это привело к тому, что на VI Съезде народных депутатов сформировалась мощная оппозиция проводимым реформам. Съездом было принято постановление о ходе реформ, в котором был отмечен ряд экономических проблем и неспособность государственной власти принять эффективные меры к их разрешению. Президенту было предложено скорректировать методы проведения дальнейшего реформирования экономики с учетом всех предложений, высказанных депутатами съезда. Предложения касались снижения налогов, повышения зарплат, ограничений цен и увеличения дотаций предприятиям.

В ответ на данное постановление Съезда правительство во главе с Егором Гайдаром подает в отставку. Причинами отставки были названы неспособность проведения дальнейших реформ в соответствии с заявленными требованиями Съезда народных депутатов. Результатом удовлетворения данных требований Гайдар считал угрожающее катастрофой падение уровня жизни, новые социальные потрясения и общий хаос.

В такой ситуации Съезд был вынужден пойти на некоторые уступки. Он принимает декларацию о поддержке действий правительства, направленных на принципиальное обновление экономики, но вслед за этим в своем постановлении предлагает учитывать и реально складывающие условия в экономике и социальной жизни страны.

Но и исполнительная власть должна была согласиться на некоторый компромисс. В правительстве произошли некоторые перестановки, в ходе которых несколько министров команды Гайдара были заменены ставленниками оппозиции.

Для стабилизации финансовой жизни страны были введены новые налоги, и продолжилось сокращение государственных расходов. Этими мерами, за четыре месяца удалось несколько снизить инфляцию. Но далее под давлением директоров предприятий и Верховного Совета правительству пришлось несколько смягчить столь жесткую денежную политику. Новое руководство Центробанка России во главе с В.Геращенко отказывается поддерживать курс Гайдара на сокращение расходов. Им организуется разовая кредитная эмиссия, на основе которой проводятся взаимозачеты долгов предприятий. Эффект от такого мероприятия был временным, а инфляция вновь увеличилась, и к концу 1992 года вновь возникла проблема неплатежей. Снова начавшееся сокращение государственных расходов позволило не допустить гиперинфляции и заметно снизило инфляцию уже к весне 1993 года.

За время своей работы, вплоть до декабря 1992 года, правительству, возглавляемому Е.Гайдаром, удалось достичь следующих результатов. Был ликвидирован товарный дефицит и к первой половине 1992 года восстановлен потребительский рынок страны. Была проведена реорганизация налоговой системы, начался процесс приватизации. Была либерализирована внешняя торговля, появилась возможность свободно владеть и обменивать иностранную валюту. В агропромышленном секторе страны начались реорганизации колхозов. Были созданы первые российские нефтяные компании. Резко снизились расходы на закупку боеприпасов и военной техники. К тому же, был остановлен процесс дезинтеграции страны и не был допущен обвальный рост безработицы.

Правительству Гайдара удалось создать новые государственные институты страны. Именно тогда были заложены основы функционирования современных систем налогообложения и таможни. Заработала банковская система и финансовый рынок. Страна полностью перешла к рыночной экономике.