Кинопремия "Золотой орел" - от истории появления до наших дней

Кинопремия "Золотой орел" - от истории появления до наших дней

«Мосфильм» является сердцем российского, а в прошлом советского кино. Недавно эта кузница кинематографии отметила 90-летний юбилей. За почти вековой период на экраны вышло 2500 кинокартин. Ген директор Карен Шахназаров отстоял главную киностудию нашего государства, модернизировал павильоны. Лишь «Мосфильму» удалось сохранить полномочия на собственную фильмотеку.

Когда появилась премия

 

Кинопремия «Золотой орел» вошла в историю кинематографии в 2002 году. Цель - поддержка российских актеров и режиссеров.  Инициаторами этой идеи стали общественные и государственные организации, в частности «Российская газета», а также при участии легендарного режиссера Владимира Наумова (режиссер «Тегеран-43», «Павел Корчагин»). На сегодняшний день эта престижнейшая кинопремия  в России.

4 марта 2002 года учреждена премия "Золотой орел" Изначально принято решение провести церемонию вручения премии 27 октября 2002 года. Но, к сожалению, из-за трагических событий со съемочной  группой Сергея Бодрова в горах Северной Осетии, вручение премии перенесли на январь 2003 года. 25 января 2003 году в России впервые вручили кинопремию «Золотой Орел».

Статуэтка конкурса «Золотой орел» выполнена из бронзы с добавлением золота и помещена на постамент из яшмы. Автор- Виктор Митрошин, российский скульптор. Главный денежный приз фестиваля – 20 000 $, другие премии 10 000 $.

Порядок отбора фильмов для участия в кинопремии

 

В конкурсе участвуют фильмы отечественного и  зарубежного производства.  При этом выдвигать фильм на номинацию имеют право члены киноакадемии России, комитет по вопросам  документального и научно-популярному кино и  профессиональные гильдии.  Российский фильм, который выдвинули на премию, не обязательно должен быть в прокат в текущем году, он может быть только закончен.  Иностранные фильмы, номинированные на премию, обязательно должны  идти в прокате, а номинированные сериалы выйти на экраны.

Конкурс проходит в два этапа. На первом этапе кинематографические эксперты «Золотого Орла» отбирают фильмы, которые будут участвовать во втором этапе — голосовании. Их должно быть не больше 17.  На этом этапе составляется список фильмов, которых подали для участия в премии. Группа экспертов из этого списка  вычеркивает фильмы, которые им не понравились. После этого список отправляется  президиуму киноакадемии, где также происходит отбор понравившихся фильмов. Президиум может включить фильм, который был вычеркнут экспертами.  Далее выбранные фильмы направляются членам Союза кинематографии  Российской Федерации.  4500 членов Союза выбирают лучший фильм и лучших по номинациям.  Подсчет голосов ведет специальная счетная комиссия, которая состоит из независимых экспертов и одного представителя киноакадемии, который занимает должность секретаря счетной комиссии. Пятерка лучших переходит на второй этап отбора.

На втором этапе академики «Национальной Академии кинематографических искусств и наук России» проводят голосование согласно номинациям установленные правилами конкурса.  Кто из участников наберет большее количество голосов тот и становится победителем в своей номинации. 

Победителю в номинации вручается статуэтка. Статуэтка представлена в виде золотого орла, который стоит на постаменте.  Изготавливается награда из позолоченной бронзы.  Разработана статуэтка скульптором  Виктором Митрошиным.

Номинации премии

 

Премия «Золотой Орел» вручается:

Лучшему игровому фильму

Лучшему мини-сериалу с сериями не больше 10

Лучшему сериалу с количеством серий больше 10

Лучшему режиссеру

Лучшему сценаристу

За лучшую женскую роль в кино

За лучшую мужскую роль в кино

За лучшую женскую роль 2-го плана

За лучшую мужскую роль 2-го плана

За лучшую операторскую работу

Лучшему художнику-постановщику

Лучшему художнику по костюмам

За лучшую музыку к фильму

За лучший монтаж

Лучшему звукорежиссеру

За лучший анимационный фильм

За лучший не игровой фильм

За лучший зарубежный фильм, который вышел в российском прокате.

Первая кинопремия "Золотой орел"

 

На первой церемонии вручения премии "Золотой орел" лучшим фильмом в игровом жанре была номинирована «Кукушка». Режиссер- А. Рогожкин. Этот же режиссер стал номинантом в лучшей режиссуре. Лучшая актриса- Наталья Гундарева, в фильме «РОСТОВ-ПАПА» Лучшим актером – мужчиной – Бычков Виктор, сыгравший одну из ключевых ролей в «Кукушке». Лучшим минисериалом стал спецназ. "Дальнобойщики" - лучший из сериалов. Лучшие роли второго плана – Влад Галкин и Ольга Волкова.

С  2004 года вручается премия за лучшую женскую и мужскую роль в телевидение.

Первого «Золотого орла» в 2002 году получили:

 

«Кукушка» режиссера А.Рогожкина в номинации «Лучший игровой фильм»

«Спецназ» режиссера А.Малюкова  как лучший мини-сериал с не более 10 сериями

«Дальнобойщики» режиссера Ю.Кузьменко, как лучший сериал с больше 10 сериями

Александр Рогожкин как лучший режиссер (фильм «Кукушка»)

Фильм «Кукушка» получил премию в номинации лучший сценарий и лучшая мужская роль, которую сыграл Виктор Бычков.

Сериал «Дальнобойщики» удостоился номинации «Лучшая мужская роль 2-го плана», которую получил Владислав Галкин.

Фильм «Сказ про Федота-стрельца» получил премию в трех номинациях: за лучшую женскую роль 2-го плана  - Ольга Волкова, за лучшую работу художника-постановщика - Павел Новиков, за лучшую роботу художника по костюмам - Наталья Замахина.

Фильм «Звезда» получил премию за лучшую операторскую работу (Юрий Невский) и за лучшую музыку к фильму (Андрей Рыбников).

Андрей Прошкин за фильм «Спартак и Калашников» получил премию как лучший режиссерский дебют в игровом кино.

Наталья Гундарева  за роль в кино «Ростов-папа» получила премию как лучшая женская роль.

За лучший монтаж фильма премии был удостоен Александр Чупаков за фильм «В движении».

Лучшей работой звукорежиссера была признана работа Максима Беловолова в фильме «Война».

Лучшим анимационным фильмом признана картина «Кошки под дождем» режиссера А.Демина.

Лучшим не игровым фильмам признана картина «Охота на ангела или Четыре любви поэта и прорицателя» режиссера А.Осипова.

Лучшим зарубежным фильмом признана французская картина «Амели» режиссера Жан-Пьер Жёне.

Шли не менее лихие 2000- е годы. Зритель (особенно молодой) так соскучился по героям из прошлого – героям труда, простым работягам и добрым комедиям. Главными героями новых картин по-прежнему оставались мафиозники. Сюжеты напоминали «бытовуху» из криминальных хроник. Однако постепенно режиссеры стали обращаться к прошлому. Если судить беспристрастно, то в фильмах о легендарных в прошлом политиках, спортсменах, артистах, можно найти много несоответствий. Однако это направление завоевало популярность и среди кинокритиков, и среди телезрителей.

Развитие премии "Золотой орел"

 

В 2009 году нельзя не отметить одну из последних ролей Олега Янковского в картине «Стиляги».

Хронология по фильмам следующая. В 2003 году режиссеры начинают обращаться к русской классике и монархам. Например, «Идиот» и «Бедный, бедный Павел». 2005 год запомнился нам картинами «Гибель империи», «Сармат», «Дети Арбата», «Брежнев», «Статский советник» и, пожалуй, лидер- «9 рота». То есть происходит более глубокое погружение в тематику, начатую в 2003 году. В 2009 году нельзя не отметить фильм «Стиляги». Не так давно на телеэкраны вышел фильм про министра культуры СССР Екатерину Фурцеву.

В последнее время отечественный кинематограф помолодел.  В 2013 в лучшем игровом фильме участвовали 33 художественные ленты абсолютно разной тематики.  В итоге осталось лишь 5. Это работа А. Велединского «Географ глобус пропил». Главную роль там исполнил К.Хабенский. Также претендентом стала искрометная комедия «Горько!» Ж.Крыжовникова (это был дебют на телевидении). «Легенда № 17»  Н. Лебедева о властелине шайбы 1970-х годов Валерии Харламове. Главные роли исполнили Данил Козловский (Харламов) и Олег Меньшиков (тренер А. Тарасов). Режиссер картины Николай Лебедев произнес следующие слова: «У нас не было желания перетрясти исторические факты, а рассказать, до какой степени она нас взволновала». Ну, несомненный лидер проката кино-2013 «Сталинград» Федора Бондарчука. Кинокартина собрала 51,77 миллиона $.

В целом касса отечественного проката кино составила 1,373 миллиарда $. Это на 10,6 % больше чем в 2011 г. И замыкает группу лидеров «старейшина» отечественного кино «Кин-Дза-Дза».

В эпоху спецэффектов, компьютерной графики, изображения 3D фильмы стало снимать проще и быстрее. Благодаря такой технической базе фильмы получаются «зрелищными», завоевывают популярность киноманов и телезрителей. Однако нельзя упускать из виду творческий аспект. Искажение некоторых исторических событий не всегда играет в пользу рейтинга того или иного фильма.

Стоит отметить, что кинопремия неоднократно поддавалась критики из-за процесса подсчета голосов. Многие считают, что этот процесс стоит сделать более открытым и прозрачным, так как результаты голосования иногда не внушают доверия.

Материал подготовлен порталом "История сегодня" на основании открытых источников.