1903 г Генри Форд основал свой концерн по производству автомобилей

Генри Форд родился в 1863 году, в семье выходцев из Ирландии, и все его детство прошло на небольшой ферме недалеко от Детройта. В 16 лет он сбежал из дома и отправился в город на заработки. Дела пошли неплохо и через десять с небольшим лет он стал главным инженером «Электрической компании Эдисона». Помимо основной работы у Форда было и увлечение - все свободное время он посвящал конструированию своего первого автомобиля.

В 1899-1902 годах Генри Форд являлся совладельцем «Детройтской автомобильной компании». Однако разногласия с другими совладельцами заставили его уйти из фирмы. В 1903 году Форд основал свою компанию «Форд Мотор Компани», и начал выпускать автомобиль собственной конструкции под названием  Ford A.

С первых же дней своего существования компания Форда вынуждена была вступить в жесткую конкурентную борьбу с синдикатом автомобилестроителей, который совершенно не желал терять монополию в сфере автомобилестроения. Дело в том, что еще в 1879 году некий Дж.Б. Селден первым запатентовал проект автомобиля. Проект содержал лишь общие принципы, и автомобиль по нему так никогда и не был построен. Однако это не помешало Селдену выиграть первый же судебный процесс в защиту своих патентных прав. Все прочие автомобилестроители предпочли для себя более выгодным приобрести лицензию, и чуть позже создали «ассоциацию законных фабрикантов».

Форд отказался вступать в эту ассоциацию и Селден немедленно подал иск на «Форд Мотор». Судебный процесс по делу длился в течение нескольких лет, с 1903 по 1911 годы. Представители «законных фабрикантов» вложили в него массу сил и средств, вплоть до того, что угрожали судебной ответственностью всем покупателям автомобилей Форда. В 1909 году сила оказалась на стороне синдиката, и Форд проиграл процесс. Но он не стал отчаиваться и добился повторного пересмотра дела. В результате, в 1911 году суд признал, что ни Форд, ни другие автопроизводители не нарушали авторских прав Селдена, так как в своих автомобилях использовали двигатели абсолютно другой конструкции. Монополии пришел конец, а Форд заслужил себе славу борца за справедливость и интересы потребителей.

Первый настоящий успех пришел к компании Генри Форда только в 1908 году, когда начался серийный выпуск автомобиля Ford T. Уже в 1910 году компания смогла построить новый и по тем временам самый современный завод в мире «Хайленд парк». Здесь же, в 1913 году был запущен первый сборочный конвейер, изначально на нем собирались только генераторы. Далее был опробован процесс сборки всего двигателя целиком, результаты впечатлили, при такой организации работы один человек смог собрать двигатель менее чем за 10 часов. А при разделении процесса на несколько частей, выполняемых разными рабочими, время сократилось еще почти на час. Подобная же модернизация производства была применена и к сборке шасси автомобиля. В результате, к следующему году изготовление всего автомобиля Ford T происходило всего за два часа.

Стараясь все взять под свой контроль, Форд организовал полный цикл производства. Теперь в его власти было все от добычи руды до спуска с конвейера готового автомобиля. Не забывал он и о своих рабочих, они получали достойную зарплату и были допущены к участию в прибылях компании. Специально для них был построен образцовый поселок. Единственным ограничением был запрет Форда на создание профсоюзов, который продержался вплоть до 1941 года.

С 1914 года работа на предприятиях корпорации велась круглосуточно, были организованы 3 смены по 8 часов. Это позволило дать рабочие места нескольким тысячам рабочих, так как на большинстве других предприятий работа шла в две смены по 9 часов. Все рабочие получали достойную зарплату не ниже 5 долларов, однако, если человек тратил ее неразумно, его немедленно увольняли. Этими правилами компания «Форд Мотор» руководствовалась до наступления периода Великой Депрессии.

Генри Форд изначально очень негативно воспринял весть о разразившейся Первой мировой войне, и даже посетил Европу в составе группы пацифистов.  Но со временем его отношение к войне существенно поменялось. С 1917 года его предприятия начали выполнять военные заказы, кроме автомобилей, было налажено производство противогазов, касок, деталей для авиамоторов, и даже легких танков и субмарин. Прибыли были колоссальными, но Форд благородно заявил, что не желает наживаться на несчастьях других, и возвратит государству все полученные деньги. Случилось это или нет, история умалчивает, но общественное мнение весьма одобрило подобный порыв.

В 1925 году Генри Форд стал владельцем авиакомпании, а чуть позже и сам начал производство авиалайнеров. Первым самолетом нового предприятия стал Ford 3-AT Air Pullman. Но самым успешным оказался так называемый «Жестяной Гусь», официально носивший название Ford Trimotor. Это пассажирский трехмоторный самолет выпускался с 1927 по 1933 годы, и сумел заслужить большую популярность своей надежной конструкцией. Интересно, что последний подобный самолет ушел на заслуженный отдых лишь в 1989 году. 

В 1928 году институт Бенджамина Франклина наградил Генри Форда специальной медалью за знаменательные достижения в области автомобильной промышленности и лидерство в сфере индустрии.

Форд лично руководил своей компанией до 1930-х годов, далее из-за внутренних разногласий с компаньонами ему пришлось передать управление своему сыну Эдселу. Но в 1943 году, после смерти Эдсела, он вновь ненадолго взял бразды правления в свои руки. И только в 1945 году великий предприниматель нашел себе достойного преемника – своего внука, Генри Форда II. Отойдя от всех дел, Генри Форд умер 7 апреля 1947 года. На тот момент ему исполнилось 83 года.