Катастрофа аэробуса А310 в Иркутске 09 июля 2006 г. - предпосылки, события, последствия, кто виноват

Самолет, принадлежавший авиакомпании «Сибирь», осуществляя посадку в аэропорту города Иркутск, не смог своевременно затормозить, что привело к его выезду за пределы полосы и к столкновению с гаражным комплексом.  В результате произошло разрушение фюзеляжа и возникновение пожара в салоне самолета.  Авиакатастрофа произошла 9 июля 2006 года при выполнении рейса Москва-Иркутск аэробусом А310.

Первые результаты расследования показали, что  выезд самолета  за пределы полосы связан с выходом из строя левого двигателя, который при включении реверса правого двигателя стал работать в положении  взлетного режима. 

На борту самолета находилось 203 человека, из них 10 членов экипажа. Стоит отметить, что три пассажира не имели при себе посадочного талона и не проходили процесс регистрации во время посадки. Этим рейсом летели не только граждане России, но и граждане других стран, таких как Белоруссия (3),  Китай (3), Молдавия (1), Польша (1), Германия (1), Южная Корея (1). 

Одна из пассажирок рейса рассказала, что во время крушения самолета она потеряла сознание, когда очнулась, то оказалась на полу. Воздуха ей не хватало. Весь дым был с верху и поэтому она спокойно могла пробираться к выходу.

Во время крушения самолета два бортпроводника совершили  подвиги, спасая людей.

Андрей Дьяков бортпроводник, который работал на этом рейсе, при посадке самолета находился в хвосте.  Один из взрывов прогремел в хвосте с правой стороны. Его напарница погибла на месте. Андрей, который остался живым, в соответствии с инструкцией начал эвакуировать людей из горящего самолета. Приложив  немало усилий, он открыл дверь и стал вытаскивать пассажиров на улицу. Несмотря на сильный пожар и плохую видимость Андрей продолжал спасать людей. Находясь недалеко от выхода, парень не смог своевременно выбраться из горящего самолета, желая спасти большое число человеческих  жизней. Он спас тридцать человеческих жизней. Его посмертно наградили Орденом Мужества.

Двадцатидвухлетняя бортпроводница Виктория Зильберштейн благодаря своему мужеству спасла двадцать пассажиров. Когда произошла катастрофа, Виктория выбралась из-под заваленных кресел, добралась до аварийного люка, открыла его и стала через него выпускать людей. Последней вышла она. С сотрясением мозга Викторию доставили в больницу им.Склифосовского. После выхода из больницы она снова приступила к своей работе. За спасение людей и проявленное мужество Викторию Зильберштейн неоднократно удостаивали наград, а также номинировали на премию «Человек года» в номинации «Мужество».

Авиакатастрофа аэробуса А310  9 июля 2006 года унесла жизни ста двадцати четырех людей. Семьдесят девять людей выжили,  но получили травмы разной степени тяжести, среди них три бортпроводника.

После этой трагедии было принято решение построить аэропорт за пределами города, а семьям погибших выплатить денежную компенсацию.

По факту крушения самолета было открыто уголовное дело. Расследование велось больше двух лет. За это время провели больше трехсот различных экспертиз (судебно-медицинская, медико-криминалистическая, химико-трассологическая, лeтно-техническая, психологическая в отношении погибших пилотов  и генетическая).

После проведения всех экспертиз комиссия по расследованию сделало следующее заявление: «Авиакатастрофа аэробуса случилась в результате ошибочных и бесконтрольных действий экипажа воздушного судна после посадки самолета, что привело к изменениям реверсной тяги одного из двигателей». При этом второй пилот не на должном уровне проконтролировал информационные параметры, а время для принятия необходимых мер для выхода из сложившейся ситуации у экипажа воздушного судна было.

Повторно проводимые экспертизы позволили говорить не о вине экипажа или наземных служб, а о непредвиденной реакции бортового компьютера  при возникшей при посадке ситуации.

В 2010 году уголовное дело было закрыто. Официальная версия случившегося звучала так: «столкновение самолета с наземной преградой произошла в результате изменения режима работы левого двигателя из-за  непроизвольных ошибочных действий экипажа воздушного транспорта».