Катастрофа Ил-18 в Свердловске, 107 погибших — крупнейшая авиакатастрофа в СССР на то время

Это была самая крупная авиакатастрофа в истории Советского Союза. Она унесла 107 человеческих жизней.

В марте 1964 года завод ММЗ «Знамя Труда» выпустил ИЛ-18 (бортовой номер 75538). За три года существования самолет эксплуатировало два авиаотряда гражданской авиации. Сначала это был Шереметьевский авиаотряд, а после – Первый Свердловский авиаотряд. За это время самолет налетал 5326 часов и сделал 2111 взлетов и посадок.

16 ноября 1967 года ИЛ-18 осуществлял рейс по маршруту Свердловск-Ташкент. Экипаж самолета состоял из командира, второго пилота, штурмана, бортмеханика, бортрадиста и трех бортпроводников. Командиром экипажа был Ю.Г.Абатуров. На борту самолета находилось 99 пассажира, из них 12 детей.

Рейс выполнялся поздно вечером – в 21-00. Погода была благоприятной, несмотря на тучи  и видимость 6 км.  Согласно правилам полета самолет приготовили к взлету. На расстоянии  4300 метров от начала старта Ил набрал высоту 150 метров.  В этот момент самолет резко разворачивается и с молниеносной скоростью летит к земле, ударяется правым крылом о землю,  разлетается на куски и загорается.

Впоследствии все пассажиры и экипаж самолета погибли. Прибывшие на место крушения самолета следователи собирали  обломки самолета в радиусе 320 метров.

В связи с тем, что основные узлы и агрегаты самолета были сильно разрушены, установить истинную причину аварии не удалось.  Выдвигались две основные версии – отказ крайнего левого двигателя и  отказ прибора «Путь-1М»,  что привело к нарушениям показания авиагоризонта.  Следователи сразу отметили,  что любая из этих причин могла привести к авиакатастрофе в сочетании с другими негативными факторами.