Катастрофа самолета ТУ-154 в Алма-Ате 08 июля 1980 г. - предпосылки, события, последствия, кто виноват

8 июля 1980 года борт № 4225 выполнял рейс Алма-Ата-Ростов-на-Дону-Симферополь. Рейс был ночной. ТУ-154  только набрал высоту, как произошла самая страшная авиакатастрофа в истории Казахстана.  Погибли все пассажиры и члены экипажа.

 

Предпосылки

 

ТУ-154  принадлежал Казахскому управлению гражданской авиации. Его бортовой номер СССР-85355, а заводской номер 79А-355. Это не был его первый рейс. Самолет уже лета год и имел 2438 часов налета и 1124 посадки. Крупные ремонты не проводились, потому что самолет прослужил не долго.

Экипаж самолета был опытным. Принадлежали они 218-му Алма-Атинскому объеденному летному отряду. Экипаж состоял из десяти человек: капитана воздушного судна А.М.Кулагина (46 лет), второго пилота А.В.Бычкова (35 лет), проверяющего-штурмана А.Я.Якунина (52 года), штурмана Ю.К.Астафьева, бортинженера А.Н.Гурова (42 года), бортпроводников Н.А.Чалых (28 лет), А.Н.Ситникова (26 лет), Т.В.Прохоровой (20 лет), О.П.Вотяковой (26 лет) и Л.А.Деговец(20 лет).

На борту летело 156 пассажиров из них тридцать детей.  Вес самолета составил 97 тонн.

 

Ход событий

 

Рейс №4225 начал готовиться к взлету в половину первого ночи. Поднявшись с взлетно-посадочной полосы, он взял курс 230 градусов и начал набирать высоту.  На высоте сто двадцать метров при скорости триста двадцать километров в час начали проводить механизацию крыла.  В соответствии с  инструкцией на высоте сто пятьдесят метров выпустили закрылки на пять градусов, предкрылки на двенадцать градусов, а стабилизатор на минус один градус.  Все шасси убрали.

Неожиданно самолет начал снижаться, наклоняясь в правую сторону на восемнадцать градусов.  Экипаж выровнял самолет, но он все равно быстро терял высоту. Через две минуты после взлета, самолет столкнулся с землей.  При этом скорость самолета составила 400 км/ч, а наклон на нос составил шесть градусов. Столкновение с пшеничным полем оказалось не последним  движением самолета. После этого самолет оттолкнулся от поверхности, развернулся на восемь градусов и  ударился о землю второй раз через восемьдесят шесть метров от первого удара.  Шестьдесят три метра воздушное судно неслось по поверхности земли, прежде чем оторваться от земли и удариться об нее третий раз через восемьдесят метров.  Третий раз самолет упал в овраг глубиной три метра и шириной сорок четыре метра. Он врезается в один из склонов оврага, разворачивается на десять градусов и разваливается на несколько частей. Средина самолета с частью крыла  продолжила свой полет на протяжении 370 метров. Остановил движение склон высотой в восемь метров. Данная часть судна взорвалась. Носовая часть лайнера отлетела от оврага и начала свое движение в сторону жилого массива по улице Федосеева с восточной стороны города. В результате нос сбил две конюшни и четыре жилых дома — один двухэтажный и три одноэтажных.  Дома были частично деревянные и частично кирпичные.

В результате столкновения самолета с домами никто не погиб, только девять человек пострадали, из них трое отправлены в больницу.

 

Выводы следствия по факту крушения самолета ТУ-154

 

Самолет осуществлял свой полет в горном районе. Температура воздуха составила +20 градусов по Цельсию, при наборе высоты она поднялась на 10 градусов. Давление составило 696 м.р.с. Когда экипаж начал процесс закрытия механизации  крыла, поднялся сильный ветер.

Сильный ветер, высокая температура воздуха, горный район, высокий взлетный вес и уборка механизации - стечение всех этих факторов стали причиной страшной катастрофы. Экипаж воздушного судна  в момент наклона судна  и падения выполнил все в соответствии рекомендаций инструкции. К сожалению, испытания ТУ-154 в таких условиях не проводились. Поэтому никто не знал,  как поведет себя судно в  горном районе, при сильном ветре,  высокой температуре  и максимальной загруженности.