Обретение мощей преподобного Серафима Саровского (1903)

1 августа 1903 года произошло событие, не перестающее до сегодняшнего времени волновать сердца верующих, — канонизация преподобного отца нашего, святого Серафима Саровского, состоявшаяся на семидесятый год после его блаженной кончины. Как раз в день рождения избранного Богом старца, мощи его были торжественно открыты и помещены в специально приготовленную для этого раку. Это долгожданное событие сопровождало много чудес, связанных с исцелениями больных, которые в великом множестве прибыли в Саров. Преподобный старец Серафим, широко почитаемый еще при земной жизни, стал одним из любимейших святых русского народа, подобно преподобному Сергию Радонежскому.

После того как Серафим Саровский предал душу в руки Господа в 1833 году, память о великом святом хранится в сердце каждого верующего человека. Сестры Дивеевской обители сохранили до сегодняшнего времени предания и рассказы о жизни и подвигах великого старца, Н.А. Мотовилов - пламенный почитатель святого записал беседу с ним «о стяжании Святого Духа, как главной цели христианской жизни».

Духовная стезя святого отмечена большой скромностью, которая присуща русским святым. Саровский подвижник, с детства избранный Богом, без колебаний и сомнений укреплялся в стремлении совершенствоваться духовно. В течение восьми лет он подвизался в послушании и храмовом служении, был в сане иеродиакона и иеромонаха, подвизался в пустынножительстве и столпничестве, жил в затворе и безмолвии, и увенчался старчеством. Подвиги, которые высоко превосходили обычные человеческие способности (например, блаженный старец на коленях молился стоя тысячу дней и ночей) легко входили в его жизнь.

Духовное наследие Серафима Саровского определяет таинственное живое молитвенное общение. Другим богатством являются краткие, но прекрасные наставления, которые преподобный сам записывал, или они были записаны слышавшими их.

Перед временем прославления святого в 1903 году была найдена и напечатана «Беседа старца Серафима о цели христианской жизни», которая состоялась в 1831 г. конце ноября, за год до его кончины. Беседа эта представляет собой драгоценнейший вклад старца в русское святоотеческое учения. Помимо того что она содержит учение о сущности жизни христианской, в ней также можно найти новое толкование многих важных мест из Священного Писания.

Прославление подвижника стало величайшим и радостнейшим событием, потому что молитва его пред Престолом Господним невероятно сильна. Дивеевские сестры особенно ждали его прославления. В святой обители блаженная Параскева Ивановна настойчиво просила архимандрита, а впоследствии митрополита и священномученика Серафима, Л.М. Чичагова подать прошение Государю, чтобы открыть мощи. Архимандрит написал удивительную «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», где особое внимание уделил жизни и посмертным чудесам отца Серафима. Эта «Летопись» была прочитана Царской семьей, давно чтившей память преподобного. Николай II вынес народную волю о его канонизации. Но, к сожалению, среди единомышленников государя были тогдашний митрополит Санкт-Петербургской кафедры Антоний и обер-прокурор именем Саблер, а тех. кто оказывал всяческие сопротивления этому делу, было много. Но силой любви и веры народа, горячими молитвами дивеевских сестер и почитателей батюшки Серафима все преткновения и разногласия были побеждены.

В 1895 году преосвященнейшим владыкой тамбовским было представлено в Святейшем Синоде расследование о чудесах знамений и исцелений, которые были явленны молитвами старца Серафима тем, кто с верой обращался к нему за помощью. Это расследование было произведено особой комиссией. Начатое третьего3 февраля 1892 года, оно было закончено в августе 1894 года и проходило в 28 епархиях всей Европейской части России и митрополиях Сибири. А в 1903 году в преддверье праздника Успения Пресвятой Владычицы, под контролем преосвященного Димитрия Тамбовского могила Серафима Саровского была вскрыта, и кирпичный свод склепа был прокопан. В нем нашли совершенно целый дубовый гроб. После того как был получен акт об освидетельствовании честных мощей Саровского чудотворца Священным Синодом было подготовлено решение о канонизации святого 19 июля 1903 года. При этом присутствовала вся Царская семья.

Прославление преподобного торжественным образом прошло 19 июля(1 августа нов. ст.) 1903 года в Сарове в присутствии трехсот тысяч верующих. Это светлое торжество состоялось в тяжкие и трудные времена оскудения веры, и всеобщей смуты и тем самым было очень утешительно и поучительно для всего русского народа. И та Церковь не окаменела и не застыла, а живет и украшается новыми праведниками. 16 (29 июля нов. ст.) 1903 года в храмах и обителях Саровской пустыни совершались заупокойные Всенощные бдения — иначе называемые Парастасами — о приснопамянаемом отце Серафиме. 17 (30 июля нов. ст.) был прошел молебный крестный ход из Дивеевской святой обители в Саровскую пустынь.

В 2 часа ночи послышался торжественный звон, и по завершении краткого молебна начался крестный ход. Хоругвеносцы шли из самых разных мест: муромские, сергиевопосадские, клинские, тульские, рязанские, ростовские, владимирские, суздальские, московские, арзамасские, нижегородские. Каждый нес ценные хоругви, на которых были изображены местночтимые святые. Дивеевские сестры несли чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Умиление». За ними шло множество духовенства. На протяжении всего пути участниками крестного хода исполнялся канон Богородицы и церковные песнопения. В часовнях, которые находились на пути, служились краткие литии. Картина была необыкновенно величественная и торжественная.

Из Дивеева навстречу крестному ходу шел саровский крестный ход, которой возглавлял епископ Тамбовский Иннокентий. При их встрече, преосвященный Иннокентий осенил народ чудотворной иконой Богородицы «Умиление» на четыре стороны, при этом пелось «Пресвятая Богородице, спаси нас». Крестный ход объединился, образовал величественное шествие и под торжественный колокольный звон направил свой ход в Саровскую обитель.

17 (30 июля) Саровскую пустынь посетил Император вместе с Августейшей Семьей и свитой. На следующий день вечером прошло Всенощное бдение особенного значения. Это была первая служба, прославлявшая преподобного Серафим Саровского уже в сонме святых. Под пение стихир из Успенского собора отправился крестный ход в направление церкви преподобных отцов Зосимы и Савватия Соловецких, где находилась рака святого старца. Раку водрузили на носилки, которые подняли Государь, Великие князья и митрополит с клиром. Почётное шествие устремилось к Успенскому собору, около коего возносили заупокойные ектеньи. После этого рака была установлена на середине храма. Всенощная служба продолжалась, уже пришло время полиелея. Хор запел «Хвалите Имя Господне», прихожане возжигали свечи. Митрополит, архиереи и весь клир положили три земных поклона, митрополит Антоний отворил раку. В этот момент все присутствовавшие опустились на колени, и настала минута прославления преподобного старца Серафима. Послышалось торжественное и трогательное, потрясающее душу, величание «Ублажаем тя преподобне отче Серафиме».

После прочтения Евангелия митрополит вместе с архиереями приложился к святым мощам. Далее поклонение совершила Царская семья и все духовенство. Император преклонил колени перед новым заступником Земли Русской, коим стал преподобный Серафим. Земной царь воздавал молитвы покровителю за Отечество наше у Престола Царя Небесного.

На другой день совершили Божественную литургию, и с Евангелием на малом входе святые мощи обнесены были вокруг престола и положены в специально уготованную раку. После того как закончилась Литургия, со святыми мощами совершался праздничный крестный ход вокруг храмов монастыря. Народ выстроился живой стеной по пути хода, таким образом, что при выходе из храма, участники этого великого торжества попадали в другой храм.

Торжеств, которые бы были подобны «Серафимовым», в России трудно вспомнить. Народ плакал радуясь, что их Государь и Великие князья несут мощи подвижника на своих плечах. После того как крестный ход вернулся, молящиеся коленопреклонно молились, и правящий митрополит Антоний вознёс величание преподобному старцу Серафиму. Служба завершилась, а молебное пение было слышно и ночью. Современник, описывающий это событие, рассказывает, что из разных мест было слышно пение — это богомольцы пели песнопения. Так как поющих было трудно увидеть в темноте ночи, то казалось, что звуки доносятся с неба. Даже после полуночи пение не умолкало.

Торжества Саровские являют собой удивительные дни для всех, кто в них учувствовал. Это время оставило неизгладимый след в душах человеческих. Множество народа обрело веру, нашло утешение в скорбях, разрешение сомнений и тяжелых недоумений, указание истинного и доброго пути. Теплый молитвенник, великий предстатель и чудотворец был явлен Господом людям Своим.

С тех времен, уже на протяжении столетия, блаженного старца Серафима прославляет и ублажает Церковь в лике святых угодников Божиих, а мощи его святые открыты для поклонения христианам всех народов. Верующие почитают святого старца как одного из величайших подвижников благочестия, еще при земной жизни стяжавшего от Господа дар исцелений и чудотворений, и после кончины своей не оставившего всех, кто с верой притекает к его помощи и предстательству.