Память V Вселенского Собора (Празднование установлено на 7 августа)

По старому календарю воспоминание V Вселенского собора, проходившего в 553 году в столице Византийской империи городе Константинополе, приходится на 25 июля или же на 9-ю неделю по празднованию Пятидесятницы.

Император Юстиниан Великий, став правителем в 527 году, счел правильным приобщить погрязших в ереси монофизитов к Церкви Христовой. Из-за того, что в то время в Египте православных относи к религиозному меньшинству, то разделение являлось прямой опасностью для Церкви и в целом государства. Жена Юстиниана, императрица Феодора, относилась к числу монофизитов, и. подпадая под ее влияние, император временами действовал во вред Православию. К примеру, убежденный её советами, в 533 году он пошёл на уступку еретикам, внёс недопустимое добавление к трисвятой песне: «распныйся за ны», несмотря на то, что строгие ревнители Халкидонского собора относили, по характеру, такое внесение к монофизитским.

В 535 году Юстиниан допустил интронизацию патриарха Анфима, который был тайным монофизитом на патриарший престол Константинополя. А в 536 г. туда прибыл папа Агапит, который выступал в роле посла остготского правителя Теодориха Великого. Узнав о еретических взглядах Анфима, Агапит, несмотря на угрозы жены императора, рассказал обо всём Юстиниану царю. Юстиниан срезу же низверг Анфима и на патриарший престол возвёл Мину-пресвитера. Под его руководством был созван небольшой собор иерархов, в котором были как православные так и монофизитские епископы. На этом соборе был поднят вопрос присоединения монофизитов в лоно церкви. Однако из-за их упорства заседание собора не привело не к каким изменениям. Патриарх снова их обвинил, император Юстиниан выделил прежние жёсткие законы против еретиков. Монофизитам пришлось бежать в Великую Армению, где их ересь была упрочнена и распространена.

Однако, Феодора была намерена продолжить вести свои интриги на пользу монофизитов. Её тщаниями, после преставления папы Агапита (которое случилось в 537) на тогдашнюю Римскую кафедру поставили римского диакона Вигилия, давшего ей до этого обещание с распиской угождать монофизитам. Позже Феодоре удалось найти себе еще двух новых ревностных помощников, проживавших при резиденциях епископов Федоре Аскиде и Домициане, которые и были тайными монофизитами. Оба давали советы благочестивому императору приняться за обращение монофизитов и скоро предложили ему для этого свой план. По их мнению, монофизиты смогут вернуться к истинной вере только в том случае, когда Православная Церковь предаст суду ересиарха несторианства Феодора Мопсуестийского и всех преданных ему учеников, в числе которых блаженный Феодорит и Ива. Поскольку их письменные труды не были осуждены, это становится искушением разума для монофизитов, и они невольно бросают подозрения на Православную Церковь и уличают её в несторианстве. Этот план был проработали на пользу монофизитов и на вред Православной Церкви, потому что как в случае его исполнения Церковь Христова пала бы в противоречие сама с собой, сделав виновными с одной стороны Феодора и Иву, а с другой признавала бы их православными ещё во время Халкидонского собора.

Юстиниан, как император, для воцарения мира в жизни православия, уступил испытать предложенный план, и в 544 году был издан первый эдикт, называемый «о трех главах». В этом документе осуждался Феодор Мопсуестийский, названый отцом несторианской ереси, были преданы осуждению и труды Феодорита против святителя Кирилла, а также письмо Ивы, которое направлялось к персу Марию. Также одновременно оговаривалось, что вынесенное осуждение никак не противоречит решениям Халкидонского собора, и всякий, кто мыслит против, будет предан анафеме. Было выдвинуто требование, что этот эдикт подпишут все без исключения епископы. Константинопольский Патриарх Мина, подписал, однако испытывал внутреннее терзание, а за ним последовали все остальные восточные епископы. Хотя с другой стороны в западных церквах изданный эдикт был встречен твердым сопротивлением.

Правящий Архиерей Понтиан Карфагенский категорически отказался ставить подпись, а ученый муж, клирик карфагенской кафедры Фульгенций Ферранд распространил в опровержение принятого эдикта свой трактат, и нашёл многих сторонников на западе. Вигилий Римский тоже выступал против принятия эдикта. Правители Церкви на Западе разглядели в осуждении «трех глав» уничижение догм Халкидонского собора, однако, если смотреть без пристрастия, то это не происходило. На Вселенском соборе не было никакой отметки об Феодоре Мопсуестийском. Феодорита же, признали оправданным решением собора тотчас после того, как он признал анафему на Нестория, а это значит, что он отказался от своих трудов в защиту его против святителя Кирилла. Письмо Ивы было осуждено едино только в том виде, в котором оно просуществовало с VI в. в момент принятия эдикта, а значит, было искаженно в Персии еретиками.

Император смутился от противодействия западных епископов и в 547 году вызвал Вигилия и других епископов в Константинополь, рассчитывая убедить их в подписании осуждения трех глав. Но те не соглашались. Вигилий вынужден был содействовать осуждению, после того как Феодора предоставила ему бумагу, написанную им перед вступлением на Римскую кафедру. Вигилий составил «judicatum» на три главы, им были хитростью склонены к подписи его западные епископы, пребывавшие в Константинополе и представлен царю. Однако епископы, узнав, что были обмануты, подняли восстание против Вигилия. Африканский епископ Факунд Гермианский возглавил их. Им были написаны 12 книг, в которых епископ высказывался в защиту трех глав. В западной церкви нашли своё распространение невыгодные слухи по отношению к папе, и тогда Вигилию пришлось попросить у Юстиниана обратно свой индикт, вместе с тем предложив созвать вселенский собор, решениям которого должно являться то, что все обязаны были бы подчиниться. Император выразил согласие на созыв собора, однако иудикатум так и не отозвал.

В начале 551 года Юстинианом посетить вселенский собор были призваны западные епископы для их осуждения принятых «трех глав». Но прибыли только немногие из приглашённых, кои всё же не согласились с представленным эдиктом. После разгневанный правитель заточил епископов в темницу, а на их место возвёл согласившихся на осуждение «трех глав». Спустя время, в том же году, царь, издавший новый эдикт о «трех главах», развивал в нём мысль об осуждении «трех глав» не идёт в разрез с Халкидонским собором, император в 553 году организует в Константинополе «пятый Вселенский собор» чтобы окончательно решить вопрос о Феодоре Мопсуестийском, блаженном Феодорите и Иве.

 

Ход «пятого Вселенского Собора»

 

По призыву императора на собор прибыли 165 епископов восточных и западных церквей. Председателем собора был избран патриарх Константинопольский Евтихий. К слову, Папа Вигилий, в то время постоянно находившийся в Константинополе, опасаясь давления западного епископата, отказался присутствовать на соборе и пообещал подписаться под соборными определениями после. Заседающие на соборе отцы Церкви в течении нескольких заседаний вскрывали и осуждали еретические места в сочинениях Феодора Мопсуестийского и все то, что когда-то было принято в его опровержение, решали вопрос, можно ли предавать анафеме еретиков после кончины, и, как итог, пришли к выводу, идущему бок о бок с императорскими эдиктами о том, что Феодор Мопсуестийский в действительности еретик несторианин и подлежит осуждению. Не было забыто и о сочинениях блаженного Феодорита и о письме Ивы. Отцы приняли решение, что работы Феодорита также подлежат осуждению, хотя он сам, отказался ранее от Нестория и потому был оправдан отцами Халкидонского собора, и не подпадает под осуждение. Относительно же послания Ивы Эдесского, то собор одновременно предал осуждению и его, не касаясь самой личности Ивы. Заседавшие отцы в этом случае осудили то, что он прочёл им в заседаниях, то есть «искаверканое» ложью несториан письмо Ивы. Как конечный результат, были осуждены сам Феодор Мопсуестийский и все его труды, точно так и письма блаж. Феодорита как протекция для Нестория, св. Кирилла и послание Ивы Эдесского к Марию персу.

Также собор подтвердил все прежние вероопределения всех уже состоявшихся вселенских соборов, не исключая Халкидонского собора, абсолютно никаких новых догм и канонов составлено и принято не было. Папа Вигилий, который во время соборных заседаний, прислал Юстиниану свою позицию против осуждения вышеупомянутых лиц, по окончании заседания собора все же утвердил подписью соборные решения, и был отпущен назад в Рим, после продолжительного, почти семилетнего пребывания в столице империи. Но в пути домой он умер. Его приемником был Пелагий (555 г). Который признавал пятый Вселенский собор, поэтому ему пришлось выдержать борьбу против иерархов и духовенства представителей многих церквей западного христианского мира, не принимавших соборных постановлений.

Распри и трения в западных церквах из-за решений пятого Вселенского собора длились до самого конца VI столетия, и только когда на кафедру был поставлен папа Григорий Великой.