Память благоверного великого князя Александра Невского, в схиме Алексия (1263 год)

Великий защитник Русской земли Александр Невский родился 30 мая 1220 года в г. Переславле-Залесском. Отец благоверного святого князя Ярослав, во святом Крещении названный Феодором, будучи кротким, человеколюбивым и милостивым князем, был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо, а святой благоверный князь Юрий Всеволодович, был братом святого. Матушка святого Феодосия Игоревна была рязанской княжной и третьей супругой князя Ярослава. Старший ее сын святой благоверный князь Феодор, память которого совершает 5 июня, преставился ко Господу в пятнадцатилетнем возрасте. Александр был вторым сыном благочестивых супругов.

Детство его проходило в Переславле-Залесском. Там тогда княжил отец его Ярослав. Ещё отроком великий князь был посвящен в воины (княжеский постриг) в г. Переславле в Спасо-Преображенском соборе. Постриг был совершен святителем Симоном, епископом Суздальским (день памяти 10 мая). От этого благодатного старца отрок получил первое благословение посвятить себя ратному служению во Имя Бога, и защите земли Русской и Церкви.

В 1227 году князя Ярослава новгородцы попросили княжить в Новгороде Великом. Святые его сыновья Феодор и Александр отправились вместе с ним. Позже народ стал недоволен Владимирскими князьями, и пригласил для княжения святого Михаила Черниговского (память 20 сентября). В 1229 году в феврале Ярослав вместе с двумя сыновьями отправился в Переславль. Дело кончилось мирно. В 1230 году все возвратились в Великий Новгород, а святой Феодор, старший брат Александра Невского обручился с Феодулией – дочерью святого Михаила. После его смерти в 1233 Феодулия ушла в монастырь и в иноческом подвиге прославилась как Евфросиния Суздальская. Память ее совершается 25 сентября.

Александр еще с самых ранних лет сопровождал своего отца в походах. В 1235 году он учувствовал в битве, проходившей на реке Эмайыги, в теперешней Эстонии. Там немцы были полностью разгромлены его отцом. В следующем году Ярослав отправился в Киев, а сына оставил в Новгороде княжить самостоятельно. В 1239 оду Александр взял в жены дочь князя Полоцкого Брячислава. По некоторым источникам княгиню в святом Крещении звали Александрой. Княжеская чета при венчании получила благословение от князя Ярослава иконой Феодоровской Божией Матери. ( Ярослав носил имя Феодор в свтом Крещении) Эта святая икона всегда была при Александре как его маленький образ. Позже брат Александра Невского Василий Ярославович Костромской взял ее из Городецкого монастыря, где святой князь скончался, и перенес ее в Кострому.

В истории Руси настало самое трудное время. С востока надвигались монгольские орды, уничижая все на своем пути. С запада шли германские рыцарские полки. Они кощунственно называли себя «крестоносцами» - носителями Креста Господня, получив благословение на это от Римского папы. Промыслом Божиим в это страшное время на спасение Руси был воздвигнут князь Александр. Он явился великим воином, подвижником и строителем Русской земли молитвенником за неё. Его княжения не было бы без Божия повеления. Полчища крестоносцев воспользовались нашествием Батыя, тем, что русские города были разгромлены, народ был в смятении, горе, погибли вожди, и вторглись в пределы Отечества. Шведы были первыми. Римский король из Швеции в 1240 году собрал великое войско, и множество кораблей, возглавляемых его зятем Биргером, было послано к Неве. Шведский король прислал к Александру в Новгород своих гонцов, которые передали слова своего командира о том, что он уже здесь и пленит землю великого князя.

Александру не было тогда и двадцати лет. Он долго возносил молитвы Господу в храме Святой Софии, молясь словами из псалма Давида: «Суди, Господи, обидящим меня и возбрани борющимся со мной, приими оружие и щит, стани в помощь мне». Вместе с воинством своим он был благословлен Архиепископом Спиридоном на брань. Покинув храм Александр укреплял дружину свою словами, исполненными веры. Так, уповая на Святую Троицу, вместе с небольшим отрядом пошел на неприятелей. Времени ждать помощи от отца Ярослава, который ещё не знал о нападении врагов, не было времени.

Случилось чудное знамение. Воин Пелгуй стоял на морском дозоре, и на рассвете 15 июля видела ладью. Она плыла по морю, а на ней увидел мучеников святых Бориса и Глеба, облеченных в багряные одежды.

Борис сказал брату своему: «Брат Глеб, вели грести, поможем сроднику нашему Александру». Когда воин сообщил о том, что видел князю Александру, тот приказал о чуде никому не рассказывать. Сам же он, ободрившись такими новостями, мужественно с молитвой повел войска на шведов. Как свидетельствует летописец – это была великая сеча, и врагов было перебито великое множество, и самому предводителю была возложена на лицо печать острым копьем. Ангел Господень помогал воинству православному. Утром на противоположном берегу Ижоры, на который не могло пройти войско князя Александра, было найдено множество убиенных врагов. Эта победа на реке Неве, которую одержал Александр 15 июля в1240 году, стала причиной наречения его Александром Невским.

Врагами, представляющими опасность, оставались немцы. В 1241 году святым Александром была возвращена крепость Копорье и рыцари были изгнаны оттуда его войском. Однако в 1242 году враги смогли захватить Псков. Немцы хвалились тем, что смогли, по их мнению, получить власть над славянским народом. Александр Невский пошел в зимний поход, Псков был освобожден. Уже весной 1242, года святой князь наступал на Тевтонский орден с решительным сражением. В 1242 году 5 апреля оба войска сошлись на льду Чудского моря. Александр возвел руки к небу и стал молиться, прося Господа судить его и рассудить его народом велеречивым и помочь ему победить врагов, как раньше Моисею Амалика, и прадеду его, Ярославу Мудрому, Святополка. Молитва его была услышана и с помощью Божией немцы были полностью разгромлены. Битва была страшная. Слышан был такой треск от копий ломающихся и мечей, что казалось, будто двинулось замерзшее озеро, а лед полностью покрылся кровью. Сбежавших врагов воины Александра гнали, будто по воздуху, что невозможно было им бежать, и секли их мечами. Пленные во множестве шли посрамленными вслед князю Александру.

Современники этого времени понимали насколько велико для истории значение Ледового побоища. Имя Александра Невского прославлялось по всей Русской земле, по всем странам до Египетского моря и до Араратских гор, с обеих сторон Варяжского моря, и до самого великого Рима.

Теперь Русь была надежно ограждена с запада, и пришло время оградить ее с восточной стороны. В 1242 году Александр вместе с отцом поехал в Орду, по благословению митрополита Кирилла на предстоящее трудное служение. Им нужно было сделать врагов и грабителей татар своими союзниками. Для этого требовалась «кротость голубя и мудрость змеи».

Эта защитная миссия защиты Руси милостью Божией была увенчана успехом. Но на это ушли годы жертв и трудов. Отец Александра Ярослав положил на это свою жизнь. В 1246 он заключил союз с Ханом Батыем, и ему надо было отправиться в далекую Монголию, которая тогда была столицей всей кочевой империи. Хан находился в трудном положении. Он искал поддержки у князей русских, намереваясь со своей Золотой Ордой отделиться от Монголии. Но в этой далекой стороне не верили ни ему, не русским. Князя Ярослава отравили. Он умирал в мучениях, пережив на 10 дней святого Михаила Черниговского, с которым чуть не породнился. Ярослав завещал союз с Золотой Ордой, который был необходим, чтобы предотвратить новый разгром Руси. Александр продолжал крепить этот союз. Сын Батыя Сартак, который принял христианскую веру и заведовал русскими делами в Орде, стал его другом. Александр пообещал Батыю поддержку и дал ему возможность пойти в поход против Монголии. и возглавить Великую Степь. На престол Монголии он предложил возвести хана Мункэ - вождя татар-христиан, (большинство татар-христиан исповедовали несторианство).

Далеко не все русские князья были так прозорливы, как Александр Невский. В борьбе с татарами многие из них уповали на помощь Европы. Данило Галицкий, брат святого Александра, Андрей и Святой Михаил Черниговский вели переговоры с Римским папой. Святой князь хорошо помнил участь Константинополя, который был в 1204 году разгромлен и захвачен крестоносцами. Его опыт говорил ему, что не стоит доверять Западу. Данило Галицкий заплатил за союз с папой, который ничего ему не дал, изменой Православию – была подписана уния с Римом. Александр Невский не хотел, чтобы такая участь постигла родную Церковь. В 1248 году, послы папы Римского пришли прельщать его, он ответил им, что русские верны Христовой Церкви и не намерены принимать учения неприятелей.

Католическая вера была неприемлема для Русской Церкви, а уния значит отказ русских от православия, от источника духовной жизни, от исторического будущего, предназначенного Богом, и обречение себя на духовную смерть. Во многих русских городах в 1252 году прошли восстания против татарского ига. Они поддерживали Андрея Ярославовича. Положение накалилось, существование Руси стало под угрозой. Александр вынужден был ехать в Орду для отвода от русских земель карательного нашествия татар. Андрей был разбит и бежал в Швецию за помощью к разбойникам, разгромленным его великим братом на Неве. Александр Невский теперь был единственный князь всей Руси: Киевский. Владимирский и Новгородский. На его плечи легла большая ответственность перед Богом и народом. Он отразил новый немецкий поход на Псков в 1253 году, а в 1254 им был заключен мирный договор с Норвегией. В 1256 году Александр походом пошел на землю Финскую. Летописец называет этот поход «темным». Русское войско шло непроходимыми местами через полярную ночь, не видя ни дня, ни ночи. Святой князь нес свет православной веры и Евангельской проповеди в тьму язычества. Поморье просветилось русскими.

В 1256 году хана Батыя настигла смерть. Вскоре был отправлении и его сын, побратим Александра Сартак. Святому князю пришлось ехать в третий раз в Сарай к новому хану Берке для подтверждения отношения Руси и Орды. Хотя он и был приемником Батыя, принявшим ислам, но союз с православной Русью ему тоже был необходим. В 1261 году в Сарае, столице Золотой Орды стараниями благоверного князя и митрополита Кирилла учредили епархию Русской Православной Церкви.

На языческий Восток пришла эпоха великой христианизации, пророчески угаданная святым князем. Он использовал всякую возможность, чтобы возвысить родную землю и облегчить ее крестный жребий. В 1262 он отдал приказ перебить во многих городах татарских сборщиков дани. Народ ждал татарской мести, но заступник снова отправился в Золотую Орду и мудростью своей направил события в новое русло. Хан Берке, ссылаясь на восстание русских, остановил посылание дани в Монголию, провозгласив Орду самостоятельным государством. Таким образом, она стала защитой для Руси с Востока. Великое соединение татарских и русских земель и народов стало основой для будущего Российского государства, ставшего многонациональным.

Эта поездка Александра Невского была четвертой и последней. Будущему Руси больше ничего не угрожало. Он выполнил свой долг перед Господом, отдав все силы, положив жизнь на служение Русской Церкви. Возвращаясь из Орды, святой князь смертельно занемог. В монастыре Городца, не доезжая до Владимира, великий заступник Русской земли предал дух Господу, окончил жизненный путь, приняв перед смертью иноческую схиму с именем Алексий. Это случилось 14 ноября 1263 года.

Сподвижник в служении и духовный отец благоверного князя, Митрополит Кирилл, в надгробном слове говорил, что солнце земли Суздальской зашло и в Русской земле такого князя больше не будет. Святое тело Александра несли к Владимиру девять дней, и оно оставалось нетленным. При погребении святого, 23 ноября, в Рождественском монастыре во Владимире, промыслом Божиим, случилось чудо, достойное памяти. Когда благоверного князя положили в раку, митрополит Кирилл вместе с экономом Севастианом хотели разжать ему руки, чтобы вложить напутственную грамоту. Святой князь, словно живой, протянул руку и сам взял грамоту из рук Кирилла. Стоявшие рядом пришли в ужас, и едва смогли отступить от гробницы Александра. Так Господь прославил своего угодника - великого заступника русской земли. Прославление святого Александра прошло на Московском Соборе в 1547 году при митрополите Макарии. Тогда же владимирский инок Михаил составил канон святому.

Есть несколько редакций жития Александра Невского. Первая редакция написана в Рождественском монастыре Владимира около 1283 года. Теперь там стоит памятник святому. Эта редакция была сохранена в составе Псковской и Лаврентьевской летописи. Вторая редакция была включена в Первую Новгородскую летопись. Более позднее редакции относятся к XVI и XVII векам - Владимирская (1547 - 1552), Псковская, которую составил Василий Псковитянин около1552 года и др.