Память преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии (ок. 1337), родителей преподобного Сергия Радонежского

Много лет назад рядом с Ростовом Великим, на р. Ишня, располагалось помещичье боярское владение Кирилла и Марии. Кирилл тогда являлся служивым у князей из Ростова и обладал приличным богатством, но проживая в сельской местности, не сторонился и простого хозяйского труда. Спустя время после войны с монголо-татарами и голода, охватившего Русь, Кирилл вынужден был уйти из этих мест. Поселился он с семьей в селении Радонеж возле церкви Рождества Христова. 

По складу своему, что Кирилл, что Мария, являлись людьми чистейшей души: всегда помогали и заботились о бедняках и немощных, давали ночлег путешественникам. Имея к тому времени одного ребенка Стефана, родители обрели еще одного сына – Сергия, будущего преподобного основателя Свято-Сергиевой лавры. Задолго до рождения Сергия Мария пришла в церковь на Литургию. Как вдруг из ее чрева младенец трижды воскликнул человеческим голосом. Это был знак Божий о непростой судьбе ребенка.

С того момента Мария начала особо беспокоиться о духовном состоянии, понимая то, что внутри нее малыш, которому суждено стать избранником Божьим. В ее помыслах отсутствовали всякие нехорошие мысли, она соблюдала пост, а весь ее рацион питания состоял только из хлеба, овощей и воды. Нередко, Мария, находясь наедине с собой, младенцем и Богом, она молилась о здоровье малыша и своем.

Вскоре Мария с Кириллом поклялись, что после рождения младенца отдадут его на волю Божию, и сделают все, чтобы имевшееся знамение воплотилось в действительность.

3 мая 1314 года у счастливых родителей появился на свет еще один сын. По истечении 40 дней с рождения родители пришли с малышом в церковь для совершения крещения. Мальчику дали имя Варфоломей в честь празднования памяти святого в тот день. Имя  Варфоломей, по своей сути означавшее «Сын радости», было особо приятным для Кирилла и Марии. За время нахождения рядом с мальчиком священник Михаил, почувствовав, что перед ним не простой малыш, а наделенный духом Божиим. Он еще раз напомнил родителям о необычной судьбе, которая предначертана ему.

С самого рождения в поведении новорожденного наблюдалось много необычного. Например, если Мария употребляла в пищу мясо, то малыш отказывался от ее молока, а два раза в неделю он вовсе не питался, как – будто, держал пост. Того же он требовал и от матери, которая после этого стала еще строже относиться к посту. После отказа матерью от мяса малыш вновь с удовольствием питался материнским молоком.

Маленький мальчик и после того, когда начал самостоятельно принимать пищу, отказался от мясной пищи, а два раза в неделю вовсе не питался. Мать, беспокоясь, что такой образ жизни может навредить подрастающему организму, всячески пыталась уговорить его хоть чуточку снизить строгость поста. Однако, получив отказ, она больше не возвращалась к этим просьбам.

В возрасте пятнадцати лет Варфоломей вместе с родителями перебрался в г. Радонеж, что находился близ Москвы. Кирилл, пребывая в преклонном возрасте, не мог поступить на службу к князю, поэтому поместье за него получил старший сын Стефан, который к тому времени уже обрел свою семью, также как и младший сын – Петр. Варфоломей же, когда ему исполнилось двадцать лет, обратился к родителям с просьбой, чтобы они дали ему согласие на его монашеский образ жизни. Отказа он не получил, но Кирилл и Мария просили его повременить с этим до их ухода с этого света. Из–за того, что двое братьев Варфоломея проживали уже отдельно со своими семьями, он оставался единственной опорой для стариков. И он согласился, обрадовав родителей своим повиновением.

В 1337 году Кирилл и Мария скончались. А схоронили их под сенью Покровской обители.

Свидетельства из Покровского монастыря подтверждают те факты, когда происходили чудесные исцеления людей после их просьб к преподобному Сергию и его родителям. Особо яркие примеры можно наблюдать на фоне язвы, происходившей в середине XVIII века и холеры, поражавшей людей в XIX веке. Множество больных являлись в Хотьково, чтобы на месте захоронения Сергия молиться родителям его – схимонаху Кириллу и схимонахине Марии.

Испокон веков мощи схимонаха Кирилла и схимонахини Марии хранились в Покровском соборе, даже, несмотря на несколько значительных преобразований. Имеются их изображения с нимбами, датируемые от 14 века. Сам Сергий давал такое завещание – «перед приходом к нему необходимо помолиться за упокой его родителей». С тех пор люди перед посещением Троицкой лавры приходили на молебны в Хотьковскую обитель. Нередко и преподобный посещал родительскую могилу, преодолевая путь из Лавры.

В 19 столетии поклонение преподобным Кириллу и Марии было распространено по территории всей нашей родины.

В переломном для России 1917 году монастырь в Хотькове был уничтожен. В 1981 году было учреждено празднование Собора Радонежских 6/19 июля. За день до этого были получены мощи преподобного Сергия Радонежского.

В 1989 году вновь стал функционировать Покровский храм, где зажгли молитвенные свечи по преподобным Сергию, Кириллу и Марии. Чуть позже мощи родителей Сергия стали покоиться в храме Покрова Пресвятой Богородицы. Праздничные мероприятия, посвященные их памяти стали совершать 28.09/11.10. и 18/31.01. А вера в их святой дух обрела новую волну после нескольких ярких чудес, избавивших людей от заболеваний. Исцеления эти произошли у места упокоения преподобных.

В 1992 году был открыт монастырь для женщин в Хотькове в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Во время празднования шестисотлетнего юбилея со дня смерти преподобного Сергия, состоялось прославление преподобных Кирилла и Марии, которые дали всему миру такой эталон бытия христианского семейства.