Память пророка Иезекииля, жизнеописание

Во времена шестого-седьмого веков до нашей эры у священника Вузия родился сын Иезекииль. Иезекииль был святым пророком и проповедовал имя Господа. Само имя Иезекииль означало «Бог укрепит». Иезекииль был, как и его отец, священником, соблюдавшим как Закон, так и устав Храма.

Когда Иезекиилю исполнилось 25 лет, пророка отправили в плен в город Вавилон вместе с царем Иехонией, его придворными, а также другими знатными людьми. Всего насчитывалось около 10 тысяч человек пленных. Навуходоносор впервые захватил Иерусалим в 597 году до нашей эры. Из Иерусалима были похищены все драгоценности Храма (ср.: 4 Цар. 24: 16). В Тель-Авиве есть река Ховар.

Ховар являлся большой судоходной веткой. На расстоянии 60 км от г. Вавилона в южную сторону, где и поселился Иезекииль. Спустя время он женился. К поселению Иезекииля стекались иудеи-изгнанники в поисках Бога, мудрости и слова Божия. Дом Иезикииля стал прибежищем иудейских паломников.

Шел пятый год плена Иезекииля. Иезикииль сподобился видения Божия. Он в это время находился у берега реки. И тут небо открылось. И Иезекииль увидел неописуемое явление самого Господа Бога. Он был в колеснице, как бы запряженной в четыре ангела (херувимы), каждый из них был о четырех лицах (лик): лик льва, лик орла, лик быка и человеческий лик. Также у этих ангелов было два крыла, направленных к небу, два других крыла прикрывали тело ангела. Все ангелы неслись только прямо, без оглядки, туда, куда их направлял Святой Дух. И сопровождалось это видение большими грозовыми раскатами. Все ангелы излучали свет, такой яркий, что если бы обычный человек докоснулся до него, то опалился бы. Под херувимами виднелось четыре колеса, а вверху, над херувимами – небесный свод, напоминающий кристалл, престол – будто бы из драгоценного камня, на престоле -  сам Бог в образе человека, от которого исходил сильнейший огонь, раскаленный будто небесное светило, окружало его нечто напоминающее радугу.

Как только Иезекииль увидел все это, пал ниц пред Господом, но услышал голос Бога, говоривший ему «Встань» и приказавший ему следовать на встречу израильтянам, которые ропщут на Бога (см.: Иез. 1–2). Иезекииль получил свиток, в котором предрекались страдания. Иезекииль должен был употребить сей свиток, и овладеть словом Божием. Позади Иезекииля слышался гром, и возгласы херувимов, прославлявших Господа. (см.: Иез. 2–3).

Иезекииль вернулся в свои поселения в Телль-Авиве. Семь дней пророк провел под огромным впечатлением. И Господь снова обратился к Иезекиилю, оповестив его, что теперь Иезекииль «страж» своего города и страны, и то, что повелит Господь Иезекиилю, должно будет исполнить, и через Иезекииля переселенцы будут просвещаться и обретать веру в Бога (Иез. 3: 17).

Двадцать два года Иезекииль провел в общении с Богом, передавая его слова народу, проповедуя имя Господне (см.: Иез. 24: 24). Своим примером Иезекииль являл знак падения Иерусалима, своими поступками он предрекал беды Иерусалима, где, как писалось в свитке, будет и плач, и стон, и горе. Все это народу предстояло перенести за их прегрешения. Когда пророчеству было суждено сбыться, Иезекиилю предназначалось с тех пор быть утешителем и покровителем израильского народа, призывая раскаяться и получить прощение за свои грехи, направить к искуплению, исправлению и последующему возрождению.

Господь снова явился Иезекиилю (см.: Иез. 3: 23). Тогда пророк нес подвиг затворничества и безмолвия, так как стал немым. Иезекииль при помощи кирпича показывал предсказание, где стены Иерусалима держали осаду. Иезекииль получил от Бога послание, где пропроку должно было покоиться на левом боку 390 дней, и сорок дней на правом боку. Четыреста тридцать дней в сумме, проведенных лежа пророком, означало столько же лет осады Иерусалима. Иезекииль часто в своих предсказаниях пользовался ассоциациями с уже минувшими вехами истории Израиля. Вавилонское пленение в предсказаниях Иезекииля было как бы прототипом пленения Египта. На протяжении этих символичных дней пророку надлежало поститься, питаясь очень скудно, в качестве искупления Иезекиилем грехов Израиля (см.: Иез. 4: 1–17). Иезекииль лишил себя волос на голове и избавился от бороды. Но от всех волос поджег только третью часть, две другие части волос пророк изрезал ножом и развеял на ветру соответственно. Лишь немного осталось волос, которые пророк уместил в низу своих одежд, что было знаком того, что малая толика из народа израильского выживет (см.: Иез. 5: 1–4). Иезекииль непрестанно повторял о конце Иерусалима (Иез. 7: 6) и предупреждал, что Израиль ждет наказание от Господа, возмездие за их грехи. И никто не скроется от гнева Господа, много скорбей ждет их город (см.: Иез. 7: 10–25).

С наступлением 592-го года – шесть лет спустя с начала изгнания – Иезекииль, находясь в одно время вместе со старейшинами, получил новое видение. Это был человек, от которого исходил опасный сильнейший огонь, но не опалявший самого человека, схватив Иезекииля за волосы, «огненный человек» как бы переместил пророка на то место, где располагались ворота Храма. Когда-то возле этих врат иудеи установили статую Астарты и утопали в греховности. Это было во времена Манасии. И благословенны Богом были те, кто с омерзением смотрел на этих неблагочестивых людей, совершавших беззакония против Бога и человека. Человек в одежде изо льна пришел туда с тем, чтобы сделать отметки на благочестивых людях, которые еще не пали в глазах Господа, а жили достойной честной правильной жизнью. Тот человек взял от колес херувимов угольки и раскидал их над городом. Так благодать Божья покинула город тот и Храм тот.

После того, как Святой Дух вернул Иезекииля на прежнее место, пророк поведал своим посетителям иудеям, приходившим к нему за учением слову Божию, обо всем, что ему поведал Дух (см.: Иез. 11: 1–25). По велению Святого Духа Иезекииль запасся необходимыми для переезда вещами и выломал в стене дыру, чтобы скрыться  из города посреди тьмы, спрятав свое лицо, как будто бы Иезекииль сам изгнанник. Когда у Иезекииля поинтересовались, от чего он так поступил, пророк им сказал, что таким образом он предсказал изгнание израильского народа из Иерусалима. Иезекииль предрек, что Седекия, царь, попадет в плен, когда подобно Иезекиилю будет покидать свой город через дыру в стене. Позже все так и свершилось  (см.: Иез. 12: 1–13). Иезекииль спустя время снова вел себя, показывая, что будет с израильским народом. Он ел и пил хлеб с водой так, как будто бы его изгнали, терпя лишения и нужду. Этим он покажет, как страна разорится, станет бесплодной, как народ опомнится от своих грехов и примет истинного Бога в своем сердце (см.: Иез. 12: 20).

Иезекииль разоблачал пророков-самозванцев, которые давали ложные надежды и призывали идти против халдеев. Иезикииль проповедовал любовь к Богу, рассказывал о любви Бога к городу Иерусалиму и его народу, как было совершено таинство брака на горе Синай, но Иерусалим возомнил о своем величии, о своей избранности, стал увлекаться греховными делами, предаваться ложным кумирам. Бог говорил пригрозил собрать всех «любовников», чужестранные народы, против Иерусалима и раскрыть все греховные деяния пред ними. И будет суд над Иерусалимом и будет растерзан (Иез. 16: 37–38).  И после гнева Господня, когда народ искупит свою вину, грядет после этого Новый Завет. И в отличие от Ветхого Завета, при Новом Завете каждый будет отвечать пред Богом за грехи свои, а не за грехи своих предков. И если грешник раскается в своих грехах и будет готов воспринять Бога всем своим сердцем, и принять новый светлый образ, прощен будет и жива его душа будет после смерти, потому что Господь любит человека и рад спасению каждой заблудшей человеческой души (см.: Иез. 33: 11).

Бесконечно терпелив Господь, столько раз предавал человек Бога, и столько раз получал прощение и шанс к исправлению, искуплению своих грехов (Иез. 20). И обещал Господь, как закончится изгнание израильского народа, избавить его от других племен, окрепнет народ и страна перед чужестранными народами  (Иез. 20: 33). И вернет Господь земли праотцов народу израильскому, и будет служить народ Господу Богу, исправляя свои души во благо. Но до тех пор, пока израильтяне не получат прощение от Бога, пока не потерпят наказания, и нераскаявшиеся слепцы не исчезнут с лица земли (см.: Иез. 21: 3–60).

В 588 году до нашей эры у Иезекииля умирает жена, но не смеет пророк показать свою горесть по повелению Божию. Иезекииль предупредил всех, что и они также лишатся самых дорогих им и любимых и всего, что у них есть, ибо ждет наказание Иерусалим и падение.

В 587 году до нашей эры один выживший израильтянин добрался до Телль-Авива и поведал о падении Иерусалима (см.: Иез. 33: 21). Пророк после этого снова оказался нем. Но затем пророк снова смог говорить, чтобы спасшиеся не обольщались, ибо не окончились еще страдания и наказания израильтян, и разоблачил священнослужителей неправедных, и царя, и вождей - всех, кто творил беззакония против Бога и человека. Говорил, что Господь, снова назначит своему «стаду» «пастуха», и «пастух» приведет свое «стадо» к лучшей жизни, спасет «стадо» от гибели, что народ ждет спасение, но только через беды и наказание за их грехи  (см.: Иез. 34).

И когда настанет такое время, Господь будет повелевать Своим народом, послав на землю Своего «Пастуха», который приведет души людей ко Спасению  (ср.: Ин. 10: 11–18; Иез. 34: 24; Иез. 34: 23).

Иезекииль был тем человеком, через которого Господь говорил с народом, и утешал их, обещая послать на землю Спасителя, в котором узнают Бога. И вернется народ в свои земли, и пройдут наказания за их беззакония (Иез. 36: 26). И исправится народ и будет у каждого надежда на Спасение  и в каждом будет Дух Святой (см.: Иез. 36: 37).

Во время того, как Иезекииль иудеям, приходящим к нему послушать о том, что ждет Иерусалим и его народ, пророк снова перенесся с помощью Святого Духа, и оказался в поле, где было все засыпано сухими костями. И не было жизни в этих костях. Но Господь сказал Иезекиилю, что если он вдохнет в них жизнь, они станут живы (Иез. 37: 9). И наполнились эти кости Духом Святым и ожили. Так, Господь показал Иезекиилю, что страна израильтян суть мертвые кости, безжизненные, но имеющие надежду на то, чтобы стать живыми. Другое же толкование этого видения было в том, что после жизни душа человеческая не умирает, как было до пришествия Иисуса Христа, а получает жизнь после смерти.

В 573 году до нашей эры Святой пророк снова видел будущее. Он перенесся духом в Палестину и стоял высоко на горе, повернувшись к городу, новому, возросшему. И некоторый человек с веревкой изо льна и измерительной палкой замерял Храм. Когда человек измерил Храм, Иезекииль перенесся к восточным вратам этого Храма и увидел, как Сам Господь Бог входит в Храм через эти врата. И услышал Иезекииль от Бога, что это место – теперь будет троном Самого Бога, и благодать его будет присутствовать среди израильского народа отныне и навсегда  (Иез. 43: 7).

Иезекиилю было велено Господом, выписать увиденные замеры Храма, и сказано было Богом, что восточные врата Храма должны быть закрыты навсегда, так как в будущем здесь будет новый Царь, который войдет сюда (см.: Иез. 44: 1–3).

Храм смотрел на восток, а под порогом Храма проистекала вода, эта вода переходила в ручей и потом в целую реку. На берегах ее росли густые лиственные деревья, благодаря этой воде кругом все было плодородно и изобильно. Бог указал Иезекиилю, как будут поделены земли Израилевы на равные части для двенадцати поколений. И посреди этих частей в центре будет сам Иерусалим, достанется этот участок священникам и левитам. А владения князя будут распространяться с востока на запад от священной земли. Сам город будет иметь форму квадрата и двенадцать ворот, имя этого города будет носить имя Господа, означающее невидимое Божественное присутствие среди людей.

Иезекииль изгнал наследников поколения Гадова, утопающих в беззаконии, послал им гадов земных, убивших их детей и всю живность домашнюю. Он предрекал, что это поколение нераскаявшихся, потому не достойны прощения и не получат благословения и не смогут вернуться в землю отцов. За это Иезекииля они побили.

Есть мнение, что Иезекииля похоронили в гробнице Сима и Арфаксада недалеко от Багдада.