Память святых Фелицитаты и Перпетуи, краткое жизнеописание

Фелицитата и Перпетуя – мученицы-христианки, принявшие страдания и смерть за свои религиозные убеждения. Эта трагедия произошла в начале второго века н.э., в городе Карфагене. История их приводится в «Страстях святых Перпетуи, Фелицитаты и с ними пострадавших», одном из первых свидетельств христианской Церкви, посвященных мученичеству во славу Христа.

 

Личности мучеников

 

Исходя из содержания вышеуказанного документа, молодая вдова Перпетуя, двадцати двух лет, происходила из богатой семьи и имела на руках новорожденного младенца. Ее рабыня, Фелицитата, была беременной к моменту их задержания и ареста. Вместе с этими двумя молодыми женщинами были арестованы два жителя Карфагена, Сатурнин и Секундул, и раб Ревокат. Они готовились к принятию крещения в церкви Карфагена, то есть были катехуменами (послушниками, намеревавшимися присоединиться к Христовой Церкви).

Согласно указу Септимия Севера, римского кесаря, в то время, римским подданным - христианам разрешалось исповедовать свою веру, но запрещалось ее распространять, то есть принимать в ряды единоверцев новых учеников, каковыми и являлись катехумены. На основании этого закона, всех пять катехуменов схватили и заключили под стражу. Их учитель Сатур, решив разделить участь тех, кто называл себя его учениками, добровольно сдался властям. По его инициативе, прежде чем быть помещенными в тюрьму, все арестованные приняли обряд крещения.

 

Мученичество

 

Исторический церковный документ «Страсти…» дошел до наших дней в виде оригиналов на греческом и латинском языках и справедливо признан старейшим документом, повествующем о мученическом подвижничестве первых христиан. Этот трактат слагается из четырех частей: - «Введение» 1-2 главы; - «История и видения Перпетуи» 3-9; - «Видения Сатура» 1 – 13; - «Свидетельства смерти мучеников» 14 – 21.

 

Арест и судебное разбирательство

 

В первых главах «Страстей» повествуется о переживаниях и тревогах Перпетуи, вызванных разлукой с ее ребенком, и ее радости, когда церковные дьяконы из Карфагенской церкви, подкупив тюремщиков, принесли несчастной матери ее дитя и добились разрешения оставить ребенка при ней. Отец Перпетуи, знатный карфагенский гражданин, исповедующий язычество, навещая дочь в темнице, уговаривал ее отречься от Христа, во имя сохранения чести семьи, во имя сохранения жизни, во имя ребенка. Но Перпетуя оставалась непоколебимой в своей вере. И на судебном разбирательстве храбрая женщина стойко отклонила повторные просьбы отца и уговоры римского прокуратора, который предлагал ей принести чисто символическую жертву римским богам в знак отречения от христианской веры. Младенец Перпетуи был передан ее отцу, а всех шестерых христиан-мучеников приговорили к лютой казни – растерзанию зверями.

 

Видения Перпетуи

 

В «Страстях» описаны такие видения Перпетуи:

• лестница из золота, ведущая на небо, по ней восходили праведники, лестница была окружена мечами, секирами и копьями, а под лестницей лежал дракон;

• Мученица, топча ногами голову дракона, всходила по золотой лестнице на небо, к лугу, где Добрый пастырь пас овец, Пастырь дал мученице вкусить из его рук, окружающие сказали при этом «Аминь» (знак райского блаженства после мученичества);

• некрещёный брат мученицы, Динократ, умерший в детстве от болезни, пребывал в страшном месте. После вознесенной Христу молитвы, Перпетуя снова увидела его здоровым и счастливым;

• мученица победила выходца из Египта, Перпетуя узрела в этом знак того, что ей предстоит борьба не с дикими зверьми, но с дьяволом;

• перед смертью Перпетуя снова узрела лестницу на небеса, по ней восходили христиане, и змею, жалившую их.

 

Смерть мученика

 

Не дождавшись казни, в темнице умер Секундул. Зная день, на который была назначена их казнь, Фелицитата, рабыня Перпетуи, переживала, что ей не удастся пострадать за Иисуса Христа, потому что она вынашивала ребенка, а императорский закон запрещал казнить беременных женщин. Тем не менее, незадолго до казни она разрешилась от бремени и ее новорожденную дочь отдали свободной женщине-христианке. Стражники спросили Фелицитату, ослабшую после родов, как же она намерена перенести смертные муки от когтей зверей, если она так ослабла от родов. Ответ ее был таков: «Сейчас страдаю я, а там со мной будет страдать Другой, так как я готова страдать с Ним». Многие жители города приходили посмотреть из любопытства на мучеников, и Сатур молвил: «Внимательно изучите наши лица, чтобы вы смогли узнать их в день Суда».

Во время казни, состоявшейся седьмого марта, в день именин императорского сына, казнимые должны были быть одетыми в костюмы римских богов: мужчины одевались Сатурном, женщины – Церерой, против чего решительно выступила Перпетуя. Свой протест она мотивировала именно готовностью умереть, но не поклониться языческим богам. Палачи были вынуждены уступить ее требованиям.

Трое мужчин-мучеников: Сатур, Ревокат и Сатурнин были жестоко искалечены выпущенными на них кабаном, леопардом и медведем, а женщины-мученицы пострадали от травм, нанесенных им дикой коровой. Тем не менее, все еще были живы и смогли соединиться в объятиях, после чего их обезглавили. Поведя казнь их тела были выкуплены у палачей карфагенскими христианами и похоронены в городе.

 

Память

 

По завершению периода гонения на христиан, верующие Карфагена построили над местом захоронения святых мучениц базилику. Слава об их подвиге во имя Христа достигла вскоре самого Рима, где их имена упоминались в церковном календаре. Было принято почитать их память в день их праведной кончины – 7 марта, но по указанию Римского папы Пия Х, повелевшего в этот день праздновать поминовение святого Фомы Аквинского, день Фелицитаты и Перпетуи был перенесен на шестое марта.

Уже в 1969 году, после «календарной реформы», этот день опять вернули на седьмое марта.

Нынешняя коллекта используется Римской церковью в тот же день. Стоит отметить, что в других церквях, а именно в Англиканской и Лютеранской, мучениц тоже вспоминают в ту же дату. Только в Православии Фелицитату и Перпетую вспоминают первого февраля (четырнадцатого февраля по новому стилю).

Мощи святых мучениц находятся в церкви Святых Апостолов Петра и Павла в г. Бохум.