Первый рейс первого русского парохода «Елизавета» из Петербурга в Кронштадт и обратно

15 ноября 1815 года знаменательная дата для судостроения. Именно в этот день в свое первое путешествие отправился паровой корабль «Елизавета» с гостями на борту. Его путь лежал от Санкт-Петербурга до Кронштадта и обратно

Создателем парохода «Елизавета» был Чарльз Бердом — английский механик, который в 1786 году прибыл в Россию по приглашению Екатерины II. Двадцатилетний гражданин Англии  поступил на службу сначала на Олонецкий металлургический завод, а потом, переехав в Санкт-Петербург, стал партнером предпринимателя Моргана.

Стоит немного рассказать о месте, где позже английский механик строил корабль.  Это была территории, а точнее кусок болотистой земли, расположенный между Галерной верфью и Новым Адмиралтейством. С трех сторон пустырь омывает река Нева, Мойка и Пряжка. Этот кусочек земли носил названия Матисов остров. Он назван в честь человека, который жил на острове и помогал Петру I разгромить шведское войско.

На Матисовом острове Бред построил литейно-механический завод, который занимался производством паровых машин.

Литейно-механический завод в 1815 году выпускает свое первое изобретение — пароход  «Елизавета». За основу создания парохода была взята стимбот-тихвинская лодка с длиной 18,3 метра и шириной 4,5 метра.  Корабль оснастили паровой машиной Уатта с мощностью 4 лошадиных сил и поместили ее в трюме. Кроме того, были установлены бортовые гребные колеса. На тот период печи имели кирпичные трубы, поэтому изготовить трубу из другого материала не представляло возможности. В связи с этим, пароход имел кирпичную трубу (немного позже ее заменили металлической).

Первые, кто увидел  творение, были люди, которые собрались на берегах реки Пряжка. У них был восторг. После этого англичанина «завалили» заказами, что позволило ему процветать и хорошо жить.

Государственные органы выдали Чарльзу Бреду официальные документы, которые позволяли ему заниматься производством судов, которые работали на пару.

15 ноября между Петербургом и Кронштадтом  был совершен первый рейс, который взял на свой борт пассажиров. Скорость движения парохода 9,3 км/час, что позволило за 8,5 часов доехать до Кронштадта. 

Начальник Кронштадтского порта был удивлен пароходу и решил проверить его скорость. Для этого он приказал лучшему гребному катеру посоревноваться с ним. Катер уступал по скорости пароходу. В соревнованиях катер то догонял, то отставал от него, а иногда и сравнивался с ним.

Рейс был настолько популярным, что англичанину поступил заказ на производство еще таких же пароходов. В результате в 1819  году между Петербургом и Кронштадтом курсировало четыре рейса. 

Чарльз Берд получил на 10 лет право на монопольное производство судов для рек России. Никто без разрешения  Берда не мог заниматься производством пароходов. Стоит отметить, что такое положение не нравилось многим отечественным производителям кораблей.

Отечественные судостроители не отчаивались и В.А.Всеволожский,  директор железнодорожного Пожевского завода на Каме, произвел два парохода с 8 и 36 л.с. для транспортировки грузов на Урал, где открывалась первая ярмарка в Нижнем.

Со временем завод Чарза Берда был продан французам и с 1881 года назывался Франко-Русским. В настоящее время он носит название  Адмиралтейская верфь.