Первый полет аэроплана военного морского флота Российской империи

первый полет аэроплана

29 сентября 1910 года (16 сентября - по старому стилю) состоялся первый полет аэроплана военного морского флота Российской империи, пилотируемого лейтенантом С.Ф. Дорожинским, над Куликовым полем у Севастополя.

 

С.Ф.Дорожинский - родоначальник русской военной морской авиации.

 

Назначение тридцатилетнего лейтенанта Станислава Фаддеевича Дорожинского на должность заведующего Черноморским воздухоплавательным парком прошло в разгаре лета 1909 года тихо и не предвещало, поистине, исторических последствий.

Существовавший к этому времени уже целое десятилетие парк состоял, по большей мере, из потрепанных аэростатов и уже не актуальных для военного использования воздушных шаров, воздухоплавание же за этот период далеко шагнуло вперед. По-настоящему счастливый случай знакомит Дорожинского с настоящим подвижником авиации, начальником связистов черноморских Морских сил В.Н.Кедриным.

Благодаря настойчивости кавторанга В.Н.Кедрина и всемерному содействию командира порта города Севастополя, И.Ф.Бострема, было получено высочайшее согласие на покупку нового аэроплана для нужд парка. Событие было нерядовым не только из-за достаточно высокой цены технической новинки, но и из-за малого числа доступных к покупке машин.

Дорожинский, как уже имеющий опыт полетов на аэростатах и прекрасно владеющий пятью языками, экстренно командируется во Францию для обучения пилотированию и закупки аэроплана.

Выбор лейтенанта пал на аппарат монопланной схемы "Антуанетт-4", созданный в 1908 году Л.Левавассёром. Произошло это вследствие недавнего рекорда по длительности полета, установленного на этой модели Л.Латам. С воодушевлением Станислав Фаддеевич начинает учиться летать и, спустя полгода, в июне 1910, блестяще оканчивает курс обучения пилотированию "Антуанетт".

21 числа этого же месяца лейтенант Дорожинский получает диплом с номером 125, вслед за своими соотечественниками, М.Ефимовым, В.Лебедевым и Н.Поповым. он становится пятым дипломированным летчиком в России, и родоначальником военно-морской авиации Российской империи, самым первым военным пилотом.

 

Первый полет аэроплана военного флота

 

Спустя месяц, Дорожинский возвращается в Севастополь, а чуть позже прибывает долгожданный аэроплан. После анализа розы ветров и рельефа местности для будущей площадки была выбрана местность вблизи рек Кача и Альма. Но пока шли строительные работы на территории первой русской авиационной школы, был готов ангар для «Антуанетт» в ближайших окрестностях самого Севастополя. Куликово поле стало взлетной площадкой, с которой при значительном скоплении морских офицеров, из домочадцев и простых крымчан, 29 сентября взлетел летчик Дорожинский.

Это был первый в истории полет аэроплана военного флота над Севастополем. Всего два небольших круга над городом на высоте пятидесяти метров, но летчик проявил удивительную храбрость, ведь при малейшей неисправности посадить самолет на пересеченную местность было практически невозможно. А серьезные и не очень поломки были. В основном, деревянная и очень хрупкая конструкция аэроплана, с завидным упорством испытываемая пилотом, постоянно требовала ремонта. Но, несмотря ни на что, для испытания допустимой нагрузки совершаются полеты с пассажирами и без, а наблюдения четко, по-военному заносятся в журнал.

Через месяц после первого полета Дорожинский осмеливается на отчаянный поступок – 23 октября аэроплан пролетает над водами Черного моря. Но все попытки взлететь с воды заканчиваются авариями. За проявленную настойчивость и поистине недюжинный героизм С.Ф.Дорожинский становится кавалером ордена Святого Станислава III степени.

Ноябрь 1910 года ознаменовался важным событием в истории отечественной военной авиации – открытием Школы офицеров авиации при Отделе Воздушного Флота, председателем совета которой стал В.Н.Кедрин. Вместе с другими пилотами Дорожинский обучается в школе, а потом направляется туда же инструктором и вносит свой вклад в воспитание плеяды русских пилотов, позже защищавших родную землю во время Первой Мировой.

 

Первый взлет с воды

 

Лето 1911 года помогло воплотить в жизнь мечту Дорожинского, осуществить взлет с воды. Но происходит это не на оказавшемся слишком ненадежным «Антуанетт», а на гидроплане «Вуазет-Канар», во время поездки заграницу для изучения положения дел в уже знакомой Франции, Австрии и Англии.


Справочно: лейтенант Дорожинский был принят самим Николаем II, который произвел отважного летчика в чин старшего лейтенанта и пожаловал ему нагрудный Знак Почета из золота и платины работы Карла Фаберже.


А в апреле 1912 года С.Ф.Дорожинский покидает воздухоплавательный парк и направляется совсем на иное поле деятельности. Его ждет Кронштадтский офицерский класс для обучения и последующей службы на новой подводной лодке.

Но снова посмотреть на волны под крылом Дорожинскому все-таки довелось. Первая Мировая война заставляет уже кавторанга Дорожинского летать над темным и неприветливым Балтийским морем. А в 1917 году он принимает командование над целой воздушной бригадой, принадлежащей авиасоединению Балтфлота.

Революция заставляет Дорожинского вернуться в Севастополь, где, оставаясь верным убеждениям, он руководит городским бюро морских карт на стороне Белого движения.

 

Эмиграция во Францию

 

Надеждам на скорое мирное будущее сбыться было не суждено. Чудом избежав гибели на одной из «барж смерти», капитан второго ранга, С.Ф.Дорожинский со всеми родными вынужден был покинуть родину и он после долгих путешествий осел во Франции.

Здесь на приобретенном неподалеку от испанской границы участке земли он занялся самым мирным делом - фермерством. Увлекся живописью, даже дружил со знаменитым Константином Коровиным. А во время фашистской оккупации, в сороковых, Дорожинский прятал в подвале дома преследуемых нацистами людей.

Станислав Фаддеевич Дорожинский умер во Франции, в Ницце в конце апреля 1960 года. Ему довелось прожить необыкновенно яркую жизнь и написать одну из самых героических страниц в славной истории российской военной морской авиации.