Память преподобного Антония Великого (356). Краткое жизнеописание

День памяти преподобного Антония Великого отмечается 30 января. Жил этот отшельник и основатель отшельнического монашества с 251 по 356 годы. Местом его рождения является Египет. Родители Антония были весьма богатыми людьми и воспитали его в христианских традициях. Но в 18 лет он потерял своих родителей, оставшись с сестрой на попечении.

Однажды, по пути в церковь, Антоний задался мыслью о судьбе апостолов, оставивших привычный мир, отдав себя полностью службе Господу. После того, как он зашел в церковь, в его разуме прозвучали слова, призывающие его оставить все мирское и идти вслед за Господом. В его представлении это прозвучало, как божественное обращение к нему лично. Эти события заставили его отказаться от наследства в сторону бедняков, но вопрос, касающийся попечения младшей сестры оставался не решенным. Придя в храм в следующий раз, он вновь услышал послание, основной мыслью которого был призыв не заботиться о делах завтрашних, а последовать своему прямому предназначению. Решившись на уединенную жизнь, он оставил сестру на попечение христианским девственницам, а свою жизнь посвятил службе Всевышнему.

Отшельничество Антония происходило постепенно. Первое время он проживал с уединившимся старцем недалеко от городской суеты. Периодически меняя своих собеседников, он передвигался от одного отшельника к другому. Спустя время Антоний решается уйти дальше, позвав с собой старца, но получив отказ, он прощается с ним и находит приют в одной из пещер. Один из друзей его прошлого приносит Антонию пищу, но спустя время, он решается уйти еще дальше: преодолев реку Нил, он обустраивается в развалившихся воинских сооружениях. Обосновавшись на новом месте, в его распоряжении был только хлеб, которого хватило только на полгода. Когда хлеб кончался, его опять же доставляли сюда его друзья, просовывая его через проем в крыше.

Его страдания были связаны не только с голодом и холодом, но и также, со слов самого Антония, со скукой по мирским делам. Все страдания отшельника, повергавшие его в печаль и ужас, облегчались благодаря общению со Всевышним.

По истечении 20 лет его затворнической жизни, к его месту пребывания стали стекаться его друзья и знакомые. Пытаясь до него достучаться, они собрались было выломать дверь, но Антоний внезапно сам отворил ее вышел в мир. Взглянув на него, люди не нашли в нем каких-либо признаков страданий, так как божественный свет царил в его душе и помыслах. После этого он стал отцом – наставником для многих своих приверженцев. В основу своего учения Антоний не закладывал каких-либо нравоучений, его целью было лишь закрепить в душах людей благие намерения, отрешение от мирских проявлений, чувство труда и почитание божественной воли.

Однако спустя время присутствие людей вновь стало обременять Антония, и тогда божественный голос указал ему новое направление – в сторону берегов Красного моря. Так и поступил отшельник.

Пройдя три дня, он обнаружил пригорок – оазис с водой и пальмами. Тут и обосновался Антоний. В его распоряжении было небольшое поле для выращивания хлеба, а также верблюд, который переносил его груз и пропитание во время путешествий к своим братьям. Спустя время, место его пребывания вновь было обнаружено соратниками. Они все чаще стали навещать его, прося от него молитв и учений. Сюда же приводили и немощных, за здоровье которых Антоний молился.

К тому времени Святой Антоний прожил порядка 70 лет в отшельничестве. В его голове все чаще возникали мысли о его старшинстве среди себе подобных. На его обращение к Богу по этому поводу, Господь ответил, что были случаи и большего пребывания людей в пустыне. Проснувшись на следующий день, Антоний задался целью найти этого сподвижника. Пройдя целый день по пескам пустыни, ему не встретился никто, кроме зверей. Не потеряв надежды, Антоний и на следующий день двинулся в путь. По истечении определенного времени, перед глазами путника пробежала волчица, устремившаяся к ручью. Антоний, последовав за ней, наткнулся на пещеру, дверь которой накрепко захлопнулась. После продолжительных просьб об открытии двери, она открылась, и к нему вышел совершенно седой старец. Это был святой Павел Фивейский. Его пребывание в пустыне насчитывало уже девять десятков лет.

После приветствия, Павел задал Антонию вопрос о положении людей в мире, их методах управления и вероисповедания. В ходе беседы Павел радовался по поводу одних событий и впадал в грусть по поводу прочих. Во время разговора отшельников, прилетевший к ним ворон принес хлеб. На это Павел ответил, что это хороший знак, так как в течение всего отшельничества Господь подавал ему лишь половину от этого.

На следующий день Павел обратился к Антонию с единственной просьбой: доставить сюда мантию епископа Афанасия, чтобы накрыть ею свое умирающее тело. Желая скорее исполнить желание Павла, Антоний поторопился в путь. Придя к своим братьям, он сказал, что сильно ошибался в истине своего пребывания в пустыне, что есть великие люди, которые во много раз больше понесли службу Господу. На подходе к месту пребывания Павла, он увидел его возносящегося в небо в окружении ангельских созданий.

В этот момент на него нахлынула грусть по поводу такого короткого времени знакомства с Павлом и возможности общения с ним. Однако, попав в жилище, Антоний обнаружил Павла стоящего на коленях и молящегося Господу. Антоний поступил также, встав рядом. Через несколько часов Антоний осознал, что старец покинул этот мир. Омыв его тело, Антоний обернул его мантией святого Афанасия, как того желал Павел. Похоронил Антоний Павла в могиле вырытой внезапно появившимися львами.

Сам Антоний скончался в возрасте 106 лет, а за свои деяния был отблагодарен наименованием Великий. Также на месте его подвигов был воздвигнут монастырь.

Святой Антоний стал основателем монашеского отшельничества. Ряд его сподвижников, имели своего руководителя, а местом их труда и служению Господу были отдельно стоящие жилища. Однако, чуть позже, еще при жизни своего основателя, появились целые поселения отшельников, которых объединяла совместная трудовая деятельность. Члены общин предавались одновременной трапезе, а также подчинялись определенным канонам поведения.