Железнодорожная катастрофа в Чехии 14 ноября 1960 – последствия, причины

Железнодорожная катастрофа в Чехии 14 ноября 1960 – последствия, причины

Одной из крупных аварий на железной дороге 20 века считается катастрофа, которая произошла 14 ноября 1960 года  в 1,5 километрах от станции города Стеблова  в Чехословакии.

Стеблов является небольшим городком в самом центре страны. Здесь же проходит одна из старейших железных дорог Европы «Пардубицко-Либерецкая», которой в 2014 году исполнилось 155 лет.

В день чрезвычайного происшествия пассажирский поезд № 608 по пути следования из Либерец в Пардубицу вышел с отставанием с вокзала в Градец в Кралова. В это время сгустился сильный туман, что заставило машиниста постоянно сбрасывать скорость.

Ничего не предвещало беды. На станции Стеблова поезду  необходимо было сделать остановку, чтобы пропустить дизель поезд № 653 по противоположному направлению. Это было необходимо сделать, поскольку дорога здесь проходила однопутная.

Причины железнодорожной аварии на ст. Стеблов

 

Таким образом, по прибытии на стацию Стеблова, поезд получает запрещающий сигнал семафора. Далее происходит необъяснимое: уже через 50 секунд главный кондуктор отдает разрешительную команду на дальнейшее следование и машинист, видя в конце поезда зеленый цвет фонаря, начинает свое движение.

Практически сразу же до всех сотрудников станции доходит весь ужас происходящего и они начинают подавать световые сигналы фонарями. Стрелочник  даже взял  велосипед, чтобы перехватить уходящий поезд, но лишь прибывает на развязку трагедии.

Дело в том, что поезд после разрешительной команды быстро набрал скорость до 30-40 км/час и около переезда с трассой Пардубице-Градец столкнулся с дизельпоездом. Из-за тумана машинисты смогли заметить друг друга только на расстоянии в 80 метров, но тормозной путь был слишком длинным, поскольку скорость во время сближения составляла 60 км/час, а времени до сближения оставалось всего четыре секунды.

Последствия столкновения поездов

 

Сильнее всего досталось дизельпоезду, у которого от удара первый и второй вагон были отброшены в сторону, а следующие три превратились в страшные обломки. Уцелевшим остался только последний моторный вагон.

Поезд пострадал меньше всего: машинисты получили несерьезные травмы. Первые пять вагонов локомотива сошли с рельсов, один почтовый опрокинулся, а оставшиеся вагоны остались на путях. А далее действие разворачивалось как в страшном кино.

Машинисты, осознав всю трагедию происходящего, во избежание взрыва начали сбрасывать на пути горячие угли из топки. Обстоятельства столкновения усугублялись тем фактом, что бал сильно поврежден бак мотрисы дизельпоезда, откуда на рельсы вылилось достаточное количество солярки, что смогло впоследствии  вызвать мгновенный пожар, охвативший обломки. Даже пожарные службы не были готовы к такому пожару, поэтому на помощь были вызваны военные.  Всего в катастрофе погибло 110 человек, еще трое пропало без вести, 106 человек получили ранения разной степени тяжести.

Власти Чехословакии хотели скрыть факт катастрофы, поэтому газеты писали о происшедшем на третьих полосах, не привлекая особого внимания читателей. Но этот ход был не верным, поскольку эта трагедия стала обрастать слухами о большом количестве жертв, которые зачем-то скрывают власти. Виновником трагедии стали считать диспетчера.

Министерство транспорта впоследствии выплатило пострадавшим 800 крон.

Затем началось судебное разбирательство, в результате которого машинист и главный кондуктор были приговорены к пяти годам, кочегар получил полтора года, а все остальные получили условный срок.

На месте трагедии установили памятный крест, а к 40-летию со дня трагедии его место заняла мемориальная гранитная плита, а крест, на всякий случай, был перенесен на 80 метров дальше.

Подготовлено порталом "История сегодня" на основе открытых источников.