Рождественский сочельник на Руси – традиции, праздничный стол, рецепт сочива

По традиции самым важным вечером в году считают Рождественский сочельник. Это вечер, приходящийся на канун Рождества.

 

Традиции и народные приметы на Руси

 

Согласно истории в этот особый день народ оставался голодным до появления первой звезды на небе. Люди обязательно выходили во двор и искали на небе звезду, так как считалось, что делать это из окна - не к добру. Также важно встречать Рождество в одежде праздничной, а не в повседневной, иначе это может привести к бедности.

Темноволосый человек, первым переступивший порог дома на Рождество – к счастью. Члены семьи с темными волосами часто специально выходили из дома и входили обратно, как только наступала полночь. Ровно в 12 главой семьи открывается дверь, чтобы Рождество зашло в дом. Вместе с ним приходят благополучие, удача, счастье. Считается, что все, о чем думаешь на Рождество – сбывается, а дети, рожденные в этот день, приносят в семью удачу и счастье.

Другим хорошим обычаем в Рождественскую ночь являются танцы и игры на воздухе вокруг елки. Этот обычай предотвращает болезни и неудачи весь следующий год.

 

Особенности Рождественской трапезы

 

По уставу в последний день Рождественского поста положено вкушение сочива, поэтому этот день называют сочельником. Обычно сочиво готовят из пшеницы или риса. Вкушается эта пища в подражание Даниилу и трем отрокам, которые Церковь вспоминает накануне Рождества Христова. Эти святые люди вкушали семена земные, чтобы не быть оскверненными от трапезы языческой.

Православные христиане по благочестивому обычаю в этот вечер не вкушают пищи до появления первой звезды, напоминающей о том, как во времена Христа она явилась мудрецам на Востоке и указала путь для поклонения Спасителю.

В сочельник трапеза происходит единожды – по окончании Божественной Литургии. По уставу на ней надо вкушать пищу с елеем, а сыр и подобное ему и рыбу принимать в пищу в этот день нельзя.

 

Главное блюдо Рождественского сочельника и как оно готовится

 

Согласно уставу Святой Церкви в дни Богоявленского и Рождественского сочельников православные христиане должны вкушать сочиво. Для его приготовления потребуется:

1)​ Зерна пшеницы – 1 ст.

2)​ Мак – 100 гр.

3)​ Ядра грецких орехов – 100гр.

4)​ Мед – 1-3 ст. ложки

5)​ Сахар по вкусу

Зерна пшеницы растолочь в ступе, подливая небольшое количество теплой воды. Это нужно для отхода оболочки зерна пшеницы. После этого пшеницу отделить от шелухи, просеять и промыть. Из чистых зерен на воде варится обычная постная жидкая каша, охлаждается и по вкусу добавляется сахар.

Мак растереть до появления макового молочка, добавить мед, перемешать и отправить к пшенице. В случае если каша получилась густой добавить кипяченой воды, а в завершении приготовления добавить грецкие орехи, предварительно размельченные.

Иногда сочиво готовится из риса. Но в этом случае его готовят особым образом: стакан риса заливается 1,5 стаканами кипятка, накрывается крышкой и три минуты варится на сильном огне, 6 минут – на среднем и 3 на маленьком. В течение 12 минут после приготовления риса крышку кастрюли открывать нельзя, чтобы рис мог настояться на пару. Добавляются все компоненты, что и в сочиво из пшеницы, по желанию можно добавить еще и изюм.

 

История Рождественского сочельника

 

Традиционно в сочельник православные готовят кутью, католики – багилию. Кутья блюдо постное, а вот на второй день готовится «бабкина кутья», которую еще в древности приносили в дом с новорожденным в числе прочих даров. «Бабкина каша» отличалась «богатством». Трапезу в вечер накануне Рождества сопровождали многие обряды и традиции. Церковью в этот день предписывался строгий пост до вечернего Богослужения и трапеза сочельника была первой трапезой, заканчивающей пост. Начинали ее с появлением первой звезды, в воспоминание о звезде Вифлеемской, явившейся пастухам и возвещавшей о Рождении Спасителя.

Святая Православная Церковь еще в четвертом веке установила правило празднования навечерия Рождества Христова. В пятом веке Патриархом Константинопольским Анатолием, затем Анатолием и Сафронием Иерусалимскими, Козмой Маюмским и Иоанном Дамаскиным были написаны священные песнопения для празднества Рождества Христова.

В повечерие праздника еще с давних времен читались Царские Часы, которые называются так, потому что во время их чтений возглашалось многолетие царю, всему дому царствующему и всем православным христианам.

Для того чтобы достойно встретить светлый праздник Рождества Христова все верующие держат сорокадневный Рождественский пост или Филиппов пост.

В храмах, наполненных верующими, идет праздничная служба, а те, кто остался дома ждет появления первой звезды. К этому времени вся семья собирается за праздничным столом, накрытым белоснежной скатертью, сервированным лучшей посудой, заставленным праздничными угощениями.

Количество блюд на столе насчитывалось 13, а гостей за столом должно было быть четное количество, в противном случае ставили свободный прибор. На обеденном столе под скатерть стлали сено, на котором Спаситель в Вифлееме лежал в яслях. Праздничный рождественский стол украшали свечами, ветками ели, лентами.

В центр ставили еловые композиции и другие атрибуты Рождества. В центр или в угол комнаты ставили торжественно украшенную елку, под которую клались подарки для всех членов семьи. Крестьяне молились всей семьей, ожидая появления звезды, младшим рассказывали Рождественскую историю.

Больше всего появления Рождественской звезды ждали дети, а их радостные восторженные восклицания были сигналами о том, что пора начинать трапезу. Ужин начинался молитвой, затем хозяйка приветствовала всех и поздравляла с праздником. Католики начинали празднование с облатки – символа хлеба, благополучия и богатства.

Сначала хозяйка делилась им с мужем, потом с каждым сыном, начиная со старшего, а затем с дочерьми, внуками и другими. Поздравляя друг друга, семья прощала обиды и желала счастливого Рождества.

Православные христиане начинали трапезу с вкушения кутьи из пшеницы, риса, гороха, ячменя. Для вкуса в нее добавляли мед, маковое, конопляное или другое постное масло. Зерно символизировало собой воскресшую жизнь, а сладкий мед – сладкие блага будущей жизни.

Вкушали пищу по строгим правилам. Начинали с закусок – это могла быть рыба или салаты. Затем переходили к красному борщу, рыбному или грибному супу с пирожками или у православных с сочнями. Завершали ужин сладостями: маковым рулетом, медовиками, киселем из клюквы, компотом из яблок или сухофруктов.

Каждый сидящий за столом должен был попробовать каждое стоящее на столе блюдо, не беря во внимания свои личные вкусы и предпочтения. Этим воспитывали детей. За столом никогда не было алкоголя, а все блюда были постными, заправлялись растительным маслом. Горячих блюд также не было, для того чтобы освободить хозяйку от беготни и дать ей возможность постоянно находиться за столом.

Беседа за трапезой была легкой и непринужденной, обычно о добрых делах. Хорошей традиций было приглашать к ужину одиноких людей: соседей, знакомых, независимо от того к какой вере те принадлежали. Любого гостя, пришедшего в этот вечер в дом, обязательно усаживали за стол и угощали трапезой. Согласно поверью нищим может быть сам Господь. Все празднование Рождества проходило в атмосфере доброты и доброжелательности. Хозяин угощал и бездомных животных, поздравляя их с праздником.

По окончании ужина начинали дарить подарки, самыми ценными считались подарки своими руками, подарки красиво украшенные и упакованные. Если в доме были дети, один из членов семьи переодевался в деда Мороза, и приносил в мешке подарки. Во время их раздачи он обязательно обращался к каждому ребенку с определенными пожеланиями. Таким образом, большинство Рождественских традиций были направлены на воспитание в детях терпения, выдержки, соблюдения традиций. Это был чуть ли не единственный день в году, когда детям разрешалось садиться за столом вместе со взрослыми.