Русские цари - Александр III - жизненный путь и достижения

Александр, предпоследний император Российской империи, пребывал на троне более 13 лет (со 2 марта 1881 года по 20 октября 1894 года). В период царствования этого императора Россия не участвовала ни в одной войне. Именно за это Александра стали называть Миротворцем. Кстати, монарх не провел ни одной из разорительных для государства радикальной реформы. Политика Александра была во многом реакционной. После отца – либерала, погибшего от руки террориста, он правил «железной» рукой, искоренив терроризм в стране.

Александр III обеспечил возрастание авторитета России на внешнеполитическом уровне, рост народонаселения и экономическую стабильность. Но почему-то имя этого правителя державы до недавнего времени практически не упоминалось в числе тех, кто принес пользу своему государству. И лишь в последнее десятилетие стали отдавать дань уважения и почтения этому необыкновенному человеку.

Этот сын Александра II не был наследником престола, воспитывался как будущий военный, но волей случая стал во главе государства. Также в наследство от брата ему досталась и невеста, будущая императрица Мария Федоровна, горькой судьбой которой стал уход из жизни всех ее детей.

Только 12 апреля 1865 года, после смерти своего старшего брата Николая Александровича, Александр Александрович Манифестом государя был назван наследником престола. Через год состоялась его свадьба с датчанкой, принцессой Дагмарой.

 Кстати, в литературе бытует распространенная версия того, как умирающий Наследник престола Николай Александрович чуть ли не последним своим движением в жизни, соединил руки Александра и Дагмары, пожелав им счастливой личной жизни в браке. Александр оказался примерным семьянином. Он очень любил мать, Марию Александровну, и потому не мог принять второй брак отца.

Кстати, в крымском имении Ливадия было два дворца, Большой и малый (или дворец Наследника). Так даже став императором, Александр III не любил Большой Ливадийский дворец, в который отец привозил вторую жену. И даже принял смерть в этом дворце. После смерти Александра, этот дворец стал местом поклонения памяти императора. И случайным ли является случайность уничтожения именно этого дворца? В юношеские года будущий император много путешествовал по России, изучил ее.

Именно это позволило ему приобрести знание проблем страны. И найти решение этих проблем. Стоит отметить, что учителями Александра были незаурядные люди своего времени: Чивилев А.И. (профессор Московского университета), академик Грот Я.К., Драгомиров М.И. (военный теоретик), Соловьев С.М. (известнейший историк), Победоносцев К.П. Впечатляет только перечень преподавателей. Считается, что именно Победоносцев оказал наиболее сильное влияние на развитие цесаревича.

Надо сказать, что Александр II привлекал сына к работе Государственного совета, Комитета министров. Цесаревич стоял во главе комиссии пострадавшим от голода, принимал участие в войне с Турцией 1877-1878 годов. По инициативе наследника были собраны деньги на развитие Российского флота. Участие в войне выработало у Александра четкое понимание того, что у России только два настоящих друга – ее армия и ее флот!

 Нельзя сказать, что этот император был малообразованным воякой, как его любили изображать в советские времена. Он интересовался музыкой, изобразительным искусством, историей, коллекционировал предметы старины и выделял средства для реставрации памятников. Разве узколобый военный интересуется такими вопросами?

Отец Александра III, Александр II, вошел в историю страны своими преобразованиями. Безусловно, важнейшим из них стала отмена крепостного строя. И именно на этого императора было совершено столько покушений!

Возникает впечатление, что именно эта его деятельность почему – то раздражала его политических оппонентов. Но цареубийство стало причиной резкого изменения политического курса Российской империи. И кто-то может упрекнуть в этом Наследника? В годы правления Александра III появились законодательные акты, которые ограничивали действие реформ его отца в случаях, когда, по мнению императора, не соответствовали чаяниям России. Александр развивал экономику страны, укреплял ее финансы, вводил военные преобразования.

К числу его преобразований можно отнести также:
- решение национально – религиозных проблем;
- основание министерства земледелия (последствия – развитие сельского хозяйства);
- учреждение крестьянского и земельного банков (последствия – возможность приобретать земельную собственность;
- строительство железных дорог (итог – улучшение торговли);
- проведение новых каналов;
- покровительство российской промышленности (путь – введение пошлин на иноземные товары);
- стремление к объединению окраин с центром империи (строительство железных дорог, соединяющих разные концы империи);
- увеличение армии, ее оснащение новым оружием;
-строительство новых крепостей. Флот становится одним из самых сильных в Европе;
- развитие образования (церковно – приходских школ, Томского университета, промышленных училищ).

Александр III был глубоко верующим человеком, потому очень много делал для укрепления Православной церкви. В частности, император основывал и восстанавливал монастыри, стоил новые храмы, боролся с пьянством. Например, в Крыму много церквей Александра невского, который считался персональным защитником Александра III. Вы можете себе представить одну только цифру – за 13 лет правления было построено 5000 церквей! На месте смертельного ранения отца, император воздвиг храм Воскресения Христова в Петербурге, который и сегодня восхищает своей красотой и мощностью. А Владимирский храм в Киеве? А собор в Риге? Александр III не признавал модернизацию при строительстве церквей и лично утверждал проекты будущих храмов. Он стремился к тому, чтобы все храмы смотрелись по-русски. Этот стиль остался визитной карточкой этого императора всему православному миру. Император считал, что церковно – приходские школы – форма сотрудничества государства и церкви.

Поэтому за время царствования Александра количество школ выросло с 4 тысяч до 31 тысячи! Школы открывались даже в самых глухих населенных пунктах государства. Они были почти единственным местом, где население могло получить хотя бы азы образования. Если вначале правления школы строились на деньги церкви, то позже к этому процессу присоединились благотворители и казна государства. Более того, при Святейшем Синоде был образован училищный совет, который начал издавать учебники и другую необходимую литературу. Именно в православии император видел возможность оберегания народа от пагубных привычек. Семейная жизнь императора была безупречна. Он смог передать любовь и почитание семейных ценностей своему сыну, последнему императору Российской империи, Николаю II.

Если вы посчитали полезной данную статью, можете поделиться ею с помощью кнопок внизу