Советский сверхзвуковой самолет ТУ-144 - история конструирования и первые рейсы

Новый этап развития авиации связан с созданием самолетов, у которых скорость полета выше скорости звука. Ярким представителем сверхзвуковых самолетов считается французско-английский «Конкорд». Но стоит отметить, что это не первая модель сверхзвукового самолета, которая предназначена для перевозки пассажиров. СССР в ХХ веке разработал и поднял в воздух ТУ-144.
Сверхзвуковые самолеты разрабатывались одновременно Европой и Советским Союзом. При этом они активно заимствовали опыт и знания друг у друга. В конце 50-х годах ХХ века обе стороны выпускают первый военный сверхзвуковой самолет, который стал основой для разработки пассажирской модели.
Разработка сверхзвукового самолета ТУ-144
Когда Россия дорабатывала военный сверхзвуковой самолет, Европа уже занялась разработками «Конкорда». СССР приступило к созданию своего сверхзвукового самолета в начале 60-х годов. Разработками занималось ОКБ Туполева.
Изучив характеристики французского «Конкорда», советские инженера решили создать самолет с похожими характеристиками, т.е пасажировместительностью 100-120 человек, способного преодолевать расстояния 6500 км со скоростью выше скорости звука.
Проблемы при создании сверхзвукового самолета в СССР
Во время создания ТУ-144 разработчики столкнулись с рядом проблем. Одна из проблем была связана с созданием материалов, которые выдерживали температуру до 100 градусов. Во время полета фюзеляж нагревается именно до такой температуры. В обычных самолетах использовался дюралюминий. Вторая проблема связана с высокими требованиями к двигателям. Двигатели должны обеспечивать постоянную работу и легкость управление большим самолетом, который имеет скорость, превышающая скорость звука.
При разработке ТУ-144 инженеры установили катапультируемые кресла. Это было новшеством в сфере авиамоделирования и необычным шагом, на который не каждый инженер пойдет.
В техническом оснащении самолета использовали современное оборудование (на тот период времени). Был установлен автопилот, бортовой компьютер, который поддерживал курс и летчики могли видеть, где сейчас они находятся и сколько километров осталось лететь, а также осуществлять посадку при любых погодных условиях.
Первые полеты самолета
ТУ-144 впервые подняли в воздух 31 декабря 1968 году, раньше, чем французско-английский «Конкорд». Полет сверхзвукового самолета продлился 37 минут. В последующие годы самолет усовершенствовали и в мае 1970 года представили его в аэропорту «Шереметьево». Далее произошел первый технический полет в Болгарию.
1 ноября 1977 года ТУ-144 осуществил первый пассажирский рейс Москва — Алма-Ата. За полгода полетов было совершено 55 рейсов и перевезено около 3200 пассажиров.
Рейс Москва-Алма-Ата летал один раз в неделю. Билет стоял 68 рублей, тогда как на обыкновенный самолет билет стоял 48 рублей. Несмотря на дороговизну билетов, рейс пользовался популярностью. Пассажиры положительно воспринимали самолет и восхищались внутренней отделкой салона.
В мае 1978 года рейс отменили и самолет был снят с эксплуатации.
Причины отмены пассажирских рейсов ТУ-144
Почему через полгода удачных экспериментов ТУ-144 был снят с выполнения рейсов? Все очень просто — деньги. Когда «Аэрофлот» и Министерство гражданской авиации подсчитало доход за полгода, то он оказался убыточным. Для перелета на «Конкорде» была установлена цена билета 5000$, тогда как на ТУ-144 всего 68 рублей. При этом пассажирский салон был заполнен чуть больше, чем на половину (80 человек). При таких показателях сразу становится понятным, что программа убыточная.
В конце 1980 года подняли вопрос о восстановлении пассажирских перевозок ТУ-144. Направление выбрали Москва-Новосибирск, провели технический рейс, подготовили пакет документов и направили на утверждение Министру Б. Бугаеву, но документы не были подписаны.
История сверхзвукового самолета продолжилась в 90-х годах. В этих годах самолет служил летающей лабораторией для испытаний, проводимых СССР вместе с американцами.
История самолета ТУ-144 в России
После распада Советского Союза из 14 ТУ-144 7 самолетов отправлено на переплавку, 3 — представлено в музеях Монино, Ульяновска, Зинсхайма (Германия), 2 — находятся в авиационных институтах Казани и Самаре, а еще 2 самолета передано в частные руки и теперь превращаются в груду металлолома на летном поле Жуковского.
Общественная организация России "Клуб Героев города Жуковского" несколько лет борется за два последних самолета. Они хотят из него сделать музей первого в истории России самолета, который быстро поднялся в небо, но, к сожалению, также быстро завершил свои полеты.