Советский сверхзвуковой самолет ТУ-144 - история конструирования и первые рейсы

Пассажирские рейсы сверхзвукового самолета Ту-144

Новый этап развития авиации связан с созданием самолетов, у которых скорость полета выше скорости звука.  Ярким представителем сверхзвуковых самолетов считается французско-английский «Конкорд».  Но стоит отметить, что это не первая модель сверхзвукового самолета, которая предназначена для перевозки пассажиров. СССР в  ХХ веке разработал и поднял в воздух  ТУ-144.

Сверхзвуковые  самолеты  разрабатывались одновременно Европой и Советским Союзом.  При этом они активно заимствовали  опыт и знания друг у друга.  В конце 50-х годах ХХ века обе стороны выпускают первый военный сверхзвуковой самолет, который стал основой для разработки пассажирской модели.

Разработка сверхзвукового самолета ТУ-144

 

Когда Россия дорабатывала военный сверхзвуковой самолет, Европа уже занялась разработками «Конкорда».  СССР приступило к созданию своего сверхзвукового самолета в начале 60-х годов.  Разработками занималось ОКБ Туполева.

Изучив характеристики французского «Конкорда», советские инженера решили создать самолет с похожими характеристиками, т.е пасажировместительностью 100-120 человек, способного преодолевать расстояния 6500 км со скоростью выше скорости звука.

 

Проблемы при создании сверхзвукового самолета в СССР

 

Во время создания ТУ-144 разработчики столкнулись с рядом проблем.  Одна из проблем была связана с созданием материалов, которые  выдерживали температуру до 100  градусов. Во время полета фюзеляж нагревается именно до такой температуры.  В обычных самолетах использовался дюралюминий. Вторая проблема связана с высокими требованиями к двигателям. Двигатели должны  обеспечивать постоянную работу и легкость управление большим самолетом, который имеет скорость, превышающая скорость звука. 

При разработке ТУ-144 инженеры установили катапультируемые кресла. Это было новшеством в сфере авиамоделирования  и  необычным шагом, на который не каждый инженер пойдет.

В техническом оснащении самолета использовали современное оборудование (на тот период времени). Был установлен автопилот, бортовой компьютер, который поддерживал курс и летчики могли видеть, где сейчас они находятся и  сколько километров осталось лететь,  а также осуществлять посадку при любых погодных условиях.

Первые полеты самолета

ТУ-144 впервые подняли в воздух 31 декабря 1968 году, раньше, чем французско-английский «Конкорд». Полет сверхзвукового самолета продлился 37 минут.  В последующие годы самолет усовершенствовали и в мае 1970 года представили его в аэропорту «Шереметьево».  Далее произошел первый технический полет в Болгарию.

1 ноября 1977 года ТУ-144 осуществил первый пассажирский  рейс Москва — Алма-Ата.  За полгода полетов было совершено 55  рейсов и   перевезено около 3200 пассажиров.

Рейс Москва-Алма-Ата летал один раз в неделю.  Билет стоял 68 рублей, тогда как на обыкновенный самолет билет стоял 48 рублей.  Несмотря на дороговизну билетов, рейс пользовался популярностью.   Пассажиры положительно  воспринимали самолет и восхищались внутренней отделкой салона.  

В мае 1978 года  рейс отменили и самолет был снят с эксплуатации.

 

Причины отмены пассажирских рейсов ТУ-144

 

Почему через полгода удачных экспериментов ТУ-144 был снят с выполнения рейсов?    Все очень просто — деньги.  Когда «Аэрофлот» и Министерство гражданской авиации подсчитало доход за полгода, то он оказался убыточным. Для перелета на  «Конкорде» была установлена цена билета 5000$, тогда как на ТУ-144 всего 68 рублей. При этом пассажирский салон был заполнен чуть больше, чем на половину (80 человек). При таких показателях сразу становится понятным, что программа убыточная.

В конце 1980 года подняли вопрос о восстановлении пассажирских перевозок ТУ-144.  Направление выбрали Москва-Новосибирск, провели технический рейс, подготовили пакет документов и направили на утверждение Министру Б. Бугаеву, но документы не были подписаны.

История сверхзвукового самолета продолжилась в 90-х годах. В этих годах самолет служил летающей лабораторией для  испытаний, проводимых СССР  вместе с американцами.

История самолета ТУ-144 в России

 

После распада Советского Союза из 14 ТУ-144 7 самолетов отправлено на переплавку, 3 — представлено  в музеях Монино, Ульяновска, Зинсхайма (Германия),  2 — находятся в авиационных институтах Казани и Самаре, а еще 2 самолета передано в частные руки и теперь превращаются в груду металлолома на летном поле Жуковского.

Общественная организация России "Клуб Героев города Жуковского" несколько лет борется за два последних самолета. Они хотят из него сделать музей первого в истории России самолета, который быстро поднялся в небо, но, к сожалению, также быстро завершил свои полеты.