В Севастополе спущен на воду первый русский стальной броненосец «Чесма»

18 мая 1886

В 1882 году Российское Общество Пароходства и Торговли заключило контракт с Санкт-Петербургским портом на постройку двух броненосцев. Они должны были быть созданы по чертежам первого черноморского корабля подобного типа – броненосца «Екатерина II».  Общество обязалось немедленно приступить к выполнению заказа, но самостоятельно оно могло построить лишь корпус корабля. Остальное же оборудование, включая машины, такелаж и броню, должно было поставляться Морским министерством.

При постройке новых судов важно было учитывать опыт эксплуатации первого российского броненосца «Петр Великий», находящегося в составе ВМФ уже целое десятилетие. В частности, адмиралом И.А. Шестаковым было предложено продлить линию брони вдоль всего корпуса корабля, и перевооружить судно, разместив на нем четыре 305-мм орудия в специальных башнях.  А на батарейной палубе предлагалось установить четырнадцать менее крупных орудий, калибра 152 мм. Морской технический комитет утвердил удлинение брони, но отказался каким-либо образом менять вооружение. Морское министерство собиралось ввести в строй одновременно два броненосца – «Екатерина II» и «Чесма», для чего был отдан приказ по ускорению темпов работ. 

Броненосец «Чесма» был спущен на воду  в 1885 году, и оказалось, что он имеет значительную перегрузку по сравнению с проектом, достигавшую почти 640 тонн. Для облегчения конструкции на «Чесме» решили ничего не предпринимать, а вот, на подобных кораблях еще не сошедших со стапелей, все необходимые работы были проведены.

Первые несколько испытаний паровых машин были признаны неудачными, и на доработку ушло еще полгода. В результате, паровые машины броненосца достаточно долгое время считались самыми лучшими на всем российском флоте, однако, из-за низкой производительности котлов  скорость «Чесмы» была весьма невысокой и составляла всего 13,5 узлов.

На первом году службы, на броненосце обнаружился еще ряд конструктивных недостатков, как самого корабля, так  и установленных на нем орудий. Тем не менее, он успешно дослужил до самого конца Русско-японской войны.

После Цусимского сражения, окончившегося полным разгромом русского флота, ценность каждого уцелевшего корабля заметно возросла. «Чесму» было решено перевооружить, оборудовав разработанными в России двухорудийными башенными установками, и новыми 305-мм пушками. Однако позже это решение пересмотрели, и предназначенное для броненосца вооружение было установлено на новый линкор «Иоанн Златоуст». 

В 1907 году уже значительно устаревшую «Чесму» разоружили и сдали в порт на консервацию. Еще через пять лет броненосец был полностью снят со службы и получил новое обозначение «Исключенное судно №4». Теперь он использовался как макет для проверки схем  бронирования для новейших дредноутов.

В своем новом качестве кораблю суждено было оказаться плавучей мишенью. В 1912 году он был отбуксирован к Тендровской косе – традиционному месту учебных стрельб Черноморской эскадры. По иронии судьбы стрелять по бывшему броненосцу должен был именно «Иоанн Златоуст», тот самый корабль, на котором стояли орудия, изначально предназначенные для «Чесмы». Вместо обладания, броненосец оказался их жертвой. Помимо артиллерийской стрельбы, были проведены и учебные торпедные атаки.

Расстрелянный броненосец «Чесма» до сих пор покоится на дне недалеко от Тендровской косы, и совсем недавно его корпус нашли и сумели идентифицировать аквалангисты из города Николаева.