Сретение Господне - история праздника

Второго февраля по новому летоисчислению (григорианский календарь), а по старому (юлианскому) 15 февраля христиане празднуют Сретение Господне (встреча Старого и Нового Заветов), если перевести со старинного славянского языка, то речь идёт о великой христианской дате, когда человек встретил Бога.

Израильтянин Симеон Богоприимец, которого за благочестие и праведность царь Египта Птолемей Второй выбрал переводчиком Святого Писания (вместе с ещё 72 учёными), был именно тем человеком – «встретившимся с Богом». Так, занимаясь переводом книги пророка Исайи на греческий язык, он усомнился в правильности применения слова «Дева», в отношении женщины, родившей Иисуса Христа. Ангел, явившийся ему, не дал изменить слово «дева» на «жену», убедив его, что настанет время, когда он увидит, что предсказание сбудется, и, что он обязательно доживёт до этого времени. И, действительно, прожив триста лет, Симеон по велению Святого Духа, пошёл в храм и убедился в пророчестве: он увидел деву Марию с Иосифом, принесших Младенца Иисуса. Согласно закону Моисея, только на сороковой день женщина, родившая мальчика, могла принести его в Иерусалимский храм. Дева Мария была чиста перед Богом (ей не нужно было очищение), но всё сделала по закону, они с Иосифом пришли в храм на сороковой день и принесли в жертву птенцов голубя.

Итак, Симеону пришлось самому увидеть и убедиться в правоте предсказания ангела, посетившего его сотни лет назад. Он узнал в Младенце будущего Спасителя, а в его матери Марии - непорочную Деву, речь о которой велась в пророчестве Исайи. Святой Старец Симеон поблагодарил Бога за Спасителя. Держа Младенца в руках, Симеон обратился к Богу со словами великой благодарности за спасение Израиля, так как увидел в Младенце спасение для его народа. Такими речами он очень удивил и Матерь Божию и Иосифа, они не предполагали, что их сын будущий Спаситель, посланный на землю самим Господом Богом и, что он восславит народ Израиля. Перед кончиной Святой Симеон благословил Иосифа с Марией, предсказал страдания их сына и то, что не все поймут и пойдут за ним. Но не только Святой Симеон узнал в Сыне Девы Марии Спасителя, но и, бывшая в храме пророчица вдова Анна так же признала, что в мир пришёл Спаситель. Она разнесла эту весть по всему Иерусалиму и при этом восхваляла Господа за то, что Он дал миру Спасителя. Как истинные благочестивые люди, исполнив закон Моисея, Иосиф и Божья Мать с Младенцем благополучно вернулись к себе домой.

«Богоприимец» - так стали называть Симеона, когда он, преисполнившись праведности, физически принял Спасителя к себе на руки, что стало своеобразным символом Сретения, то есть Встречи Ветхого Завета с Новым. Слова Симеона: «Ныне отпускаешь раба своего, Господи…» (а праведному Симеону, в свое время, было Божественное откровение о том, что он не умрет до тех пор, пока не увидит Мессию, то есть Спасителя мира), богословы толкуют, как понимание окончания действия Ветхого Завета и начало законов Нового Завета, данного нам Господом нашим, Иисусом Христом. Это дополнительно подтверждается выходом Святой Марии, матери Господней, на свой собственный Крестный Путь, предполагающий принесение Ее собственного Сына на алтарь спасения мира.

Отмечая Сретенье Господне, люди, тем самым подтверждают свою приверженность Новому Завету, искренне верят в Божью верность всем сказанным словам и обещаниям.

До Рождества Христова все люди праведной жизни верили в пришествие Мессии-Спасителя человечества и с самой искренней верой дожидались его прихода. Святых Симеона и Анну-пророчицу с полным основанием можно назвать последними праведниками Ветхого Завета, и тот факт, что именно им удалось встретиться со Спасителем в храме, Иисусом Христом, принесшим Новый Завет людям. Это была, не побоимся громкого слова, встреча Бога и Человека, венца Божьего творения.

Католическая церковь, проводя в этот день массовые богослужения, почитает праздник Сретения, как день «Благословления свечей» или день «Очищения Марии». Верующие проводят обряд благословения свечей и их освящения, после чего, в составе большой процессии, проходят по всему храму. Это шествие сопровождается исполнением благодарственных песен и гимнов, написанных на слова Симеона Богоприимца.

Прихожане Православной Церкви считают Сретение праздником, посвященным Господу нашему, Иисусу Христу, или одним из Господских праздников. Тем не менее, по-своему обрядослужению, или, иными словами, порядку проведения обряда богослужения, данный праздник в Православии есть более приближенным к порядку проведения праздников в честь Богородицы. Тем более, что изображения Христа и Его Пресвятой Матери на иконе, посвященной этому празднику, считаются Равновеликими, то есть равными по своей значимости.

В отличие от многих других христианских праздников, история празднования Дня Сретения Господнего, имеет довольно-таки давние корни. Известны факты, подтверждающие отмечание этого праздника в Палестине уже в IV – V веках новой эры. К тем же временам историки относят и возникновение традиции отмечания других праздников, так или иначе связанных с рождением Христа. День Сретения Господня имеет прямую логическую связь с такими праздниками и, естественно, стал привязан к ним календарно.

Еще задолго до возникновения древнеримской культуры, у многих народов существовал обычай сопровождать почти все религиозные праздники духовным очищением, постом и покаянием. Как правило, это были праздники, посвященные началу или завершению важных этапов в сельскохозяйственных работах: пахота, посев, сбор урожая. Люди справедливо считали, что нельзя браться за новое дело, не очистившись предварительно от старых грехов. Кроме того, телесное и духовное очищение давало возможность заручиться поддержкой богов в противостоянии злым духам. У древних славян-язычников тоже существовал свой весенний праздник, символизирующий встречу Зимы с Весной, то есть Старого и Нового, причем по времени он совпадал с празднованием Сретения.

Кстати сказать, в обрядах, посвященных отмечанию Сретения Господня, присутствуют элементы древнейших очистительных обрядов, призванных защищать от злых духов. А в некоторых северно-западных районах России до сих пор отмечается древний праздник «Громница» - праздник почитания огня.