Память святителя Афанасия Великого, Александрийского (373). Краткое жизнеописание

Пятнадцатого мая Православная Церковь память святителя Афанасия Великого.

Местом рождения святого Афанасия является город Александрия. Мать с малолетства отдала Афанасия на служение Господу в церковь.

В 319 году Афанасий был назначен дьяконом Александрийской Церкви. В то время он уже увлекался написанием сочинений. Наблюдая за прихожанами церкви, святитель нередко утверждал об отсутствии у многих истинных ценностей душевных, некоторые из них приходили в церковь в поисках личной славы, утверждали о несуществующих делах, а порой даже пытались принести в церковь языческие устои.

Существовал в то время и Арий, известный своими ярыми выступлениями против Христа и Матери Божьей. Учил он людей добиваться не веры истинной, а личной славы и богатства. И стал он пытаться проникать в Церковь. Многие, кстати, слушали его и шли за ним, становясь последователями этой веры – арианами. Вера эта чуть было не поглотила всю Церковь – серьезное случилось противостояние. В 325 году Афанасий выступил против Ария на Соборе.

В 326 году скончался патриарх Александр, а Афанасий был выбран настоятелем Александрийской кафедры. В то время он много переезжал от церкви к церкви, выступал с речами, обращенными против ариан, показывал всю их сущность. Этим вызвал Афанасий на себя восстание неверных. Правитель государства Константин Великий, правящий в то время, был отличным дипломатом, тактиком и стратегом, но в делах церковных мало чего понимал. Именно поэтому он очень долго не решался на то, чью все-таки сторону занять.

Воспользовавшись доверительным отношением, еретики стали постепенно окружать императора, закрепляясь на различных государственных должностях. Пользуясь непосредственной близостью к правителю, они нашептывали ему множество неправды, пытаясь расколоть верующих. Понимая последствия этого противостояния, император пытался установить мир между верующими, но успеха это не приносило. Он также советовал Афанасию на время покинуть место своего пребывания. Афанасию приходилось подчиняться воле государя. В изгнании святитель провел немало времени. Именно тут он обрел знакомство со многими монахами, в числе которых были преподобный Антоний и Пахомий.

Арсений, являвшийся близким Афанасию, всячески пытался поддержать святителя, понимая, что все происходящее вокруг чистой воды неправда. В то время Арсений находился в розыске за какой-то проступок. Как многие из еретиков полагали, рука, отрубленная у Арсения, использовалась в обрядах, совершаемых Афанасием. Однако, придя к Афанасию со словами поддержки, обнаружилось, что руки его целы. Арсений много раз удивлялся тому, что беззаконие и ложь побеждают веру и правду, но Афанасий, обрадованный появлению своего сподвижника, рекомендовал последнему на время затаиться.

Вскоре ненависть еретиков к Афанасию настолько выросла, что решили они подговорить какую-то женщину на то, чтобы выступила и она с обвинением святителя, якобы он и над ней совершил какое преступление. На заседании суда все долго слушали рыдания этой женщины о беззаконии, которую якобы сотворил над ней Афанасий. Получившая за эту клевету неплохое вознаграждение женщина никогда даже и не видела святителя в глаза. Всю эту ложь вместе с обвиняемым слушал и его друг Тимофей. Не в силах больше терпеть этого бесчинства Тимофей ворвался в зал и встал перед женщиной. Она указала, что именно он совершил над ней насилие. Рассмеявшись над этим обманом, судьи велели удалить подлую клеветницу. Несмотря на это, еретики не успокоились, а обрушились на Афанасия с новой силой. В этот раз они стали утверждать, что он является убийцей Арсения, ссылаясь на отрубленную руку. На это обвинение Афанасий спросил у них: «Имеется ли среди Вас человек, который знает Арсения хорошо? Кто может доказать, что это именно его рука?» На этот вопрос многие из судей откликнулись и стали подтверждать то, что эта рука принадлежала Арсению. После этого Афанасий отдернул занавес, за которым находился сам Арсений: целый и со всеми конечностями. Вскоре император оправдал невинного Афанасия и направил его на свое место – на Александрийскую кафедру.

После смерти императора Константина к власти пришел его сын Констанций, который принял сторону арианскую. С того времени начались гонения на христиан праведных. Бежать пришлось и Афанасию. Он ушел на 3 года в Рим.

После этого Господь сам разрешил все споры: еретики были изгнаны, а Констанций погиб. На смену ему приходили другие правители, и лишь при Валенте Афанасий вернулся в Александрию. Как говорится в источниках, последние году жизни провел Афанасий в спокойствии. Смерть настигла его в 76 лет, в 373 году.

В итоге, 46 лет Афанасий являлся епископом Александрийским. За все это время он не раз изгонялся нерадивыми еретиками – арианами, но все-таки возвращался.