Теракт в США 11 сентября

11 сентября 2001 года произошел крупнейший теракт в мировой истории. 19 террористов сумели захватить 4 авиалайнера, совершавших пассажирские рейсы и направили их на здания Нью-Йоркского Всемирного торгового центра (ВТЦ), Пентагон и Белый дом. В результате попадания в них самолетов, разрушились обе башни ВТЦ и получило значительные повреждения здание Пентагона. Четвертый самолет потерпел катастрофу, не долетев до своей цели.

Ответственность за теракты взяла на себя террористическая группировка «Аль-Каида».

Человеческие жертвы и разрушения были огромны. Весь мир испытал глубокий шок.

 

Захват самолетов

 

Ранним утром, в 7.59,  из Международного аэропорта Логан в Бостоне взлетел самолет Боинг 767 рейса 11 авиакомпании "American Airlines". Пунктом назначения был Лос-Анджелес. Как показали дальнейшие события, на его борту находилось пятеро террористов.

В 8.14 из Бостона вылетает еще один такой же лайнер, по маршруту в Лос-Анджелес. Это был рейс 175 компании  United Airlines. Среди его пассажиров также находилось пять членов «Аль-Каиды».

В 8.19 на связь с центральным офисом своей авиакомпании вышла стюардесса рейса 11, которая сообщила, что самолет захвачен и на борту есть несколько раненых. Все попытки связаться с кабиной пилотов закончились безрезультатно. Через некоторое время самолет изменил свой первоначальный курс и направился к Нью-Йорку.

В это же время из вашингтонского аэропорта Даллес поднялся в воздух еще один самолет авиакомпании "American Airlines". Это был Боинг 757 следующий рейсом 77 в Лос-Анджелес. В числе его 58 пассажиров, пятеро также оказались угонщиками.

В 8.35 о захвате самолета рейса 11 впервые сообщили военным.

В 8.42 из аэропорта Ньюарка взлетел последний участник трагедии, им оказался самолет Боинг 757 рейса 93 авиакомпании United Airlines. Конечным пунктом его полета должен был  быть Сан-Франциско. На этот раз на борту было 4 террориста. 

Все самолеты должны были совершить длительные перелеты через весь континент, а значит, имели полные баки горючего.

 

ВТЦ            

 

После известия о захвате рейса 11 и военные, и гражданские диспетчеры были заняты поиском этого самолета. Чтобы поднять перехватчиков в воздух, требовалось определить местонахождение угнанного лайнера, а сделать это было крайне непросто, так как сразу же после его захвата террористы отключили транспондер. И пока диспетчеры тщетно пытались обнаружить самолет на экранах своих радаров, он беспрепятственно приближался к Нью-Йорку.

Вовремя обнаружить захваченный Боинг не удалось. В 8.46 огромный лайнер  врезался в Северную башню ВТЦ на Манхэттене. Удар пришелся в верхнюю часть небоскреба, на уровне 93-99 этажей.  Вследствие попадания самолета, в здании были разрушены все лестницы, что фактически отрезало людей, находящихся выше от путей к спасению. Из-за вспыхнувшего авиационного керосина в башне начался большой пожар.

Самолеты сил ПВО были подняты в воздух с заданием патрулировать воздушное пространство над  Нью-Йорком уже после того, как первый самолет врезался в один из небоскребов Всемирного торгового центра.

Примерно в это же время с борта рейса 175 поступило сообщение бортпроводника о том, что самолет захвачен и угонщики, по всей видимости, взяли управление лайнером на себя. Этот Боинг так же изменил курс, и направился к Нью-Йорку.

Через 10 минут после столкновения рейса 11 с Северной башней, в Южной башне администрация оповестила людей о том, что для них не существует никакой опасности, и призвала всех вернуться к работе. Но многие, потрясенные произошедшим люди, предпочли покинуть здание и выйти на улицу, такое решение спасло жизнь многим из них.

В 9.03 утра второй Боинг из Бостона, рейс 175, врезался в Южную башню.  Удар пришелся ниже, чем в Северной башне, примерно на уровне 80 этажа. Самолет прошел здание практически насквозь, несколько его обломков вылетели с противоположной стороны. Немедленно началась срочная эвакуация. Люди с верхних этажей здесь имели возможность спастись, одна из лестниц уцелела, но была сильно задымлена, а потому многие не решились спускаться по ней, а поспешили на крышу, ожидая помощи с вертолетов. 

Репортеры нескольких телекомпаний, ведущих прямые репортажи от зданий ВТЦ, смогли наблюдать все эти трагические события собственными глазами, а миллионы их зрителей во всем мире наблюдали происходящее в прямом эфире. Но никто и предположить не мог, что случиться далее.

В 9.59 Южная башня внезапно начала разрушаться и за несколько секунд превратилась в гору обломков. С момента попадания в нее самолета прошло всего лишь около 56 минут. Остров Манхэттен окутался чудовищными  облаками пыли, напоминавшими пирокластический поток при извержении вулкана.

Через полчаса, когда люди начали оправляться от шока, упала и Северная башня. Она продержалась дольше, с момента столкновения с самолетом прошел 1 час и 41 минута.

Полностью был разрушен также и отель Мариотт, находившийся между двумя башнями- близнецами.

Упавшие башни сильно повредили соседние здания, и уже вечером 11 сентября, в 17.20 обрушилось здание №7 ВТЦ, известное как Salomon Bros. Building.  К счастью, на тот момент в здании не было ни одного человека, потому здесь обошлось без жертв.

 

Пентагон

 

Около 9 часов утра также был захвачен Боинг 757, следовавший рейсом 77 из Вашингтона в Лос-Анджелес. Над Огайо лайнер изменил свой курс и направился обратно в Вашингтон. Как и в случае с самолетами, атаковавшими ВТЦ, он также пропал с экранов радаров.

Обнаружили пропавший самолет лишь диспетчеры аэропорта Даллеса уже на подлете к Вашингтону. В Белый дом было направлено срочное сообщение, с предупреждением, что в его сторону направляется неизвестный самолет.

Но в 9.37 самолет врезался в Пентагон, начался сильный пожар. По счастливой случайности, та часть огромного здания, в которую попал самолет, в это время была на ремонте, поэтому число жертв было сравнительно небольшим, на земле пострадало 125 человек. Из-за сильнейшего пожара, поврежденное крыло здания вскоре обрушилось.

 

Четвертый самолет

 

Последним подвергся захвату террористов рейс 93, направлявшийся из Ньюарка в Сан-Франциско. Пилоты даже успели получить предупреждение от наземной службы о возможности захватов и о том, что два самолета уже атаковали здания ВТЦ. Однако угонщикам все же удалось проникнуть в кабину самолета, звуки борьбы услышали диспетчеры Кливленда. Захваченный самолет также развернулся и лег на обратный курс в Вашингтон.

Но на этот раз террористам не повезло. Пассажиры подняли бунт на борту. Были совершены отчаянные попытки разоружить бандитов и восстановить контроль над лайнером. К сожалению, к успеху они не привели.  Потерявший управление самолет упал в графстве Сомерсет штата Пенсильвания, в 129 км от города Питсбург.

Позднейшее расследование показало, что пассажиры получили сообщения от родственников о происходящем в Нью-Йорке и любой ценой решили помещать осуществлению еще одного страшного теракта. По мнению следствия, целью данного самолета являлся Белый дом или Капитолий.

 

Реакция на теракты

 

Еще до падения башен-близнецов воздушное пространство США было полностью закрыто. Все гражданские самолеты, находящиеся в воздухе обязаны были приземлиться в ближайших аэропортах. Полеты были разрешены только военным и медикам. За всю историю страны, полностью воздушное пространство закрывалось три раза,  и это случалось только в 1960-х годах в ходе военной операции «Воздушный щит». Незапланированное закрытие случилось впервые. Все международные рейсы, направлявшиеся в США, изначально решено было сажать в аэропортах Канады, но и она вскоре закрыла свое воздушное пространство. Все запреты были отменены только к 14 сентября.

Случившееся 11 сентября повергло страну в шок.  Началась паника, то и дело поступали сообщения о новых терактах, в частности, о взрыве бомбы в автомобиле, припаркованном возле здания Госдепартамента США, о новых захватах самолетов, и о пожаре, начавшемся в Вашингтонском торговом центре. Впоследствии все эти сообщения оказались ложными.

 

Жертвы

 

Число жертв по официальным данным,  составило 2977 человек. Из них 246, находившихся в самолетах,  2606 человек в обрушившихся зданиях ВТЦ и 125 в здании Пентагона. 24 человека пропали без вести.

Наибольшее количество жертв, 1366 человек, оказалось в Северной башне. В Южной погибло более 600 человек. Более 100 человек выпрыгнули из окон башен-близнецов, предпочтя смерть от падения с высоты, гибели от огня. Многие люди выбирались на крышу небоскребов, но дым пожара сделал невозможным эвакуацию людей вертолетами.

Во время спасательных операций погиб 341 пожарный, 2 парамедика, 8 врачей «скорой помощи» и 60 полицейских.

 

Расследование

 

Для расследования обстоятельств событий 11 сентября, в 2002 году была сформирована специальная комиссия, получившая  название  - Комиссия 9/11. Председателем ее был назначен Томас Кин, бывший губернатор штата Нью-Джерси. Итогом работы комиссии стал пространный отчет, опубликованный 22 июля 2004 года. Впоследствии, многие выводы, представленные в этом отчете, были подвергнуты резкой критике.

Также было проведено тщательное внутреннее расследование деятельности ЦРУ. Оно было закончено в 2005 году, но результаты его так и не были доведены до сведения широкой общественности.

 

Ответственность

 

Уже через несколько часов после терактов, ФБР опубликовало список лиц, подозреваемых в их совершении. Багаж одного из террористов, Мохаммеда Атты, по каким-то причинам задержался в аэропорту и не попал на борт рейса 11. В нем оказались документы, содержащие сведения о личностях всех 19 террористов, захвативших самолеты. Из этих  же документов стали известны важные детали подготовки к операции. Также, в день происшествия АНБ и немецким разведывательным агентством было перехвачено несколько сообщений, позволивших связать произошедшие теракты с именем Усамы бен Ладена.

Комиссией 9/11 было сделано заключение, что теракты 11 сентября были задуманы и исполнены силами террористической организации «Аль-Каида». Также, была названа примерная сумма, которая была затрачена на их организацию и проведение, она составила около 500 тыс. долларов. Происхождение этих средств до сих пор не ясно.

Еще в 1998 году лидер «Аль-Каиды» Усама бен Ладан провозгласил фетву, обозначившую общую миссию организации. В ней говорилось, что убийство американцев является долгом каждого правоверного мусульманина, и для этого должна быть использована любая возможность. Причинами для подобного отношения к США указывались политика поддержки Израиля, война в Ираке, присутствие американского военного контингента в Саудовской Аравии и т.д.

В отчете Комиссии 9/11 также указывалось на то, что террористы решились на операцию 11 сентября, будучи в корне несогласными с политикой США в отношении Израиля. Этим руководствовался и Халид Шейх Мохаммед, которого считают «главным архитектором» произошедшего в Нью-Йорке и Вашингтоне.   А Мохаммед Атта, бывший за штурвалом самолета рейса 11 взял на себя миссию шахида в ответ на израильскую операцию «Гроздья Гнева».

 

Последствия

 

Спустя месяц после трагедии, США выступили с инициативой создания международной  коалиции, целью которой являлось свержение режима талибана в Афганистане, стране, где располагались основные базы «Аль-Каиды».  Эту инициативу поддержал Пакистан, предоставив коалиции возможность использовать свои  аэродромы. Тогда же  были арестованы около 600 человек, подозревавшиеся в сотрудничестве с «Аль-Каидой», все они впоследствии были выданы Соединенным Штатам.

В связи с событиями 11 сентября многие страны внесли некоторые  «антитеррористические» изменения в свое законодательство. В Великобритании, Франции, Германии, Индии, России, Китае, Канаде были заблокированы все банковские счета компаний и частных лиц, подозревавшихся в связи и сотрудничестве с «Аль-Каидой».

Соединенными Штатами был создан специальный центр, в котором содержались в заключении арестованные по подозрению в террористической деятельности граждане. Центр расположился в Гуантанамо на Кубе. Его создание вызвало острое недовольство во многих общественных организациях, в том числе Европарламенте и Организации американских государств.

Американское общество было глубоко потрясено произошедшим 11 сентября. Был зарегистрирован рост преступлений в отношении людей арабской внешности, в том числе пострадали и некоторые сикхи. Непременной частью их одеяния является тюрбан, стойко ассоциирующийся с мусульманством. Отмечались погромы в мечетях и индуистских храмах. Смертельное ранение получил сикх Бальбир Содхи Сингх, которого ошибочно приняли за мусульманина.

Но с другой стороны, героическое поведение работников спасательных служб на месте трагедии вызвало волну благодарности среди простых людей. Многие люди брали отпуска и приезжали в Нью-Йорк, для того, чтобы помочь в спасательных операциях и разборе завалов. В следующие дни после трагедии в стране резко возросло количество доноров крови.

Значительно вырос рейтинг президента США, в дни последующие трагедии он составил 86%.  Также существенно укрепил свой авторитет и Руди Джулиани, мэр Нью-Йорка. Его заслуги были высоко оценены общественностью даже на национальном уровне. Однако серия опросов проведенных среди простых американцев показала, что более трех четвертей из них считают, что правительство США имело достаточно информации, средств и возможностей для предотвращения этих чудовищных терактов, но по неизвестным причинам не воспользовалось ими.