Террористический акт на "Невском экспрессе" - предпосылки и итоги

Невский экспресс

27 ноября 2009 года в 21 ч. 35 мин. на железной дороге на 284 километре перегона Алешинка - Угловка раздался взрыв. Место происшествия расположено на пересечении Тверской и Новгородской областей. Результатом трагедии произошло схождение с рельсов трех вагонов поезда «Невский экспресс», что двигался по направлению из Москвы в Санкт-Петербург.

В это время в поезде находилось 682 человека, среди них 661 пассажир и 21 работник железной дороги.

Остановив пострадавший поезд, машинист, связался с диспетчером и доложил обстановку. По причине отдаленности места катастрофы, помощь была оказана в течение двух часов.

В 3 ч. 15 мин. московского времени следующего дня на место взрыва прибыл скорый поезд «Сапсан» с целью эвакуации пассажиров, который доставил 529 человек в г. Санкт-Петербург.

В действиях по ликвидации последствий катастрофы принимало участие 770 человек, и было задействовано 152 технических средства.

Во время трагического события погибло 28 человек, 132 пассажира имели телесные повреждения различной тяжести. Среди погибших оказались Борис Евстратиков, возглавляющий Росрезерв, Сергей Тарасов, известный политик из Санкт-Петербурга, директор государственной организации «Автодор».

 

Причина аварии

 

Главной причиной аварии с самого начала был назван террористический акт. Многие свидетели происшествия называют «хлопок и вспышку» во время взрыва. На месте катастрофы образовалась большая воронка размерами один на полтора метра, она способствовала схождению с рельсов трех вагонов. На следующий день в 14.30 здесь взорвался еще один снаряд. Он случился во время следственных действий места чрезвычайного происшествия. Осмотр проводился Следственным комитетом при прокуратуре РФ во главе с Александром Бастрыкиным. Проведенная экспертиза показала, что взрывное устройство сработало при помощи мобильного телефона.

Во время взрыва пострадали Александр Барыкин, Сергей Забатурин, возглавляющий Московское межрегиональное следственное управление на транспорте, и Константин Карасев, начальник следственного управления Новгородской области.

Авария стала следствием взрыва самодельного тротилового снаряда, имеющего мощность семь килограммов. Этот факт был подтвержден Федеральной службой безопасности России.

 

Расследование террористического акта

 

Началось расследование по уголовным делам о террористическом акте и незаконном обороте оружия.

Следствием были сделаны фотороботы преступников, подозреваемых в организации взрыва «Невского экспресса».

В ходе расследования уголовных дел проведено более 250 судебных экспертиз и различных следственных действий, целью которых было полное раскрытие обстоятельств жестокого преступления. По данным экспертиз преобладающая часть погибших людей ехала в последнем вагоне. Так как вагоны нумеровались с конца поезда, этот вагон был под номером 1. Взрыв был произведен под локомотивом, последний вагон находился дальше всех от места взрыва. Машинист, действуя по инструкции, произвел экстренное торможение поезда, вследствие чего хвостовая часть поезда, ехавшего на большой скорости, сошла с железнодорожной колеи.

Девять вагонов, следовавших за локомотивом со скоростью 190 км/ч, полностью уцелели и удержались на рельсах. Вагоны под №2-4-ый оказались заваленными набок и прислонились к откосу. Вагон №1 отделился от состава, поднявшись над рельсами. Вагоном были сметены три бетонных столба электропередач, он ударился об откос тамбуром. Удар огромной мощности привел к такому количеству пострадавших пассажиров.

Следственные органы задержали и привезли в столицу десять человек, подозреваемых в организации взрыва. Среди арестованных – особа по имени Зелемхан Аушев, и девять – с фамилией Картоевы. При задержании люди, причастные к совершению преступления, оказали сопротивление, во время которого погиб сотрудник СКБ Сергей Васюкович.

 

Суд и наказание преступников

 

В июле 2011 года дело было передано в областной суд Твери для рассмотрения. Судебный процесс по  делу начался в конце августа. Заседания суда были закрытыми, рассматривалось дело коллегией из трех судей.

В мае 2012 года был объявлен приговор: обвиняемые по делу о взрыве на «Невском экспрессе» приговаривались к лишению свободы от семи лет до пожизненного заключения.

Четверо подсудимых получили высшую меру наказания: Братья Картоевы (Мурат, Беслан, Татархан) и Зелемхан Аушев были осуждены за терроризм, незаконное изготовление оружия и участие в НВФ.

Остальные преступники получили 7-8 лет тюремного заключения в исправительном учреждении строгого режима. Некоторым из них в срок наказания вошел период нахождения под следствием с марта 2010 года.

Областным судом Твери был удовлетворен гражданский иск, предъявленный представителями железной дороги к четырем подсудимым о возмещении материального ущерба, причиненного имуществу железной дороги в сумме 134 миллиона рублей.

Верховный суд России в феврале 2013 года принял решение о переводе шестерых осужденных по данному делу в колонию общего режима, тем самым смягчив приговор.