Основывается Императорская Академия художеств

Начальный период

 

Об открытии в Петербурге художественной академии, подобной французской, мечтал еще Петр Великий. Незадолго до своей смерти  он издал указ о создании специального учебного заведения, в котором обучали бы наукам, языкам и художествам. После его смерти, художественное отделение было открыто при Академии наук, но к середине XVIII столетия, оно было преобразовано в отдельную граверно-рисовальную школу.

Идея же основания, непосредственно, Академии художеств принадлежала одному из фаворитов императрицы Елизаветы графу И.И. Шувалову. Изначально ее собирались разместить в Москве, при недавно созданном университете, главой которого граф и являлся. Но позже решение было изменено, и Академию открыли в Петербурге, в 1757 году. Однако самостоятельным учебным заведением она стала не сразу и первые несколько лет своего существования официально числилась при Московском университете.

Первым зданием для нового учебного заведения стал особняк все того же Шувалова, расположенный на Садовой улице. Именно здесь в 1758 году начались первые занятия. Полный учебный курс был рассчитан на 9 лет и включал в себя обстоятельное изучение всех видов изобразительного искусства, начиная с архитектуры и заканчивая гравюрами. Самые лучшие ученики отправлялись на стажировку за границу.

В 1788 году было закончено возведение нового здания для Академии. Оно расположилось на Васильевском острове, на набережной Невы. Строительство продолжалось очень долго, 22 года, а внутренняя отделка помещений была закончена лишь к 1817 году.

Государство очень скудно финансировало Академию, но и в этом помог могущественный фаворит императрицы, щедро вкладывающий собственные средства в развитие любимого детища. В качестве преподавателей, Шувалов пригласил самых лучших европейских живописцев, а должность педагога по архитектуре занял А.Ф.Кокоринов, ставший вскоре директором, а потом и ректором Академии.

При Екатерине Великой бюджет учебного заведения был уже значительно увеличен, и составлял целых 60 тысяч рублей в год. Благодаря улучшенному финансированию Академия быстро развивалась, но в 1863 году ее президентом стал  И.И. Бецкой, сменивший на этом посту графа Шувалова. Период президенства Бецкого стал периодом застоя для Академии. Положительным моментом этого времени стало лишь открытие воспитательного училища при Академии, куда принимались мальчики с 5 лет. А отрицательных хватало, особенно много шума вызвала крупная растрата академической кассы, совершенная А.М. Салтыковым, занимавшим должность конференц-секретаря.

 

Академический век

 

Расцвет Академии пришелся на начало нового XIX столетия, когда главой ее стал известный меценат А.С. Строганов.  В это время появились новые классы, в которых обучали реставрационному и медальерному делу. Впервые, в качестве вольных слушателей на занятия стали допускаться крепостные крестьяне. В 1802 году Строганов подготовил проект коренного реформирования Академии, включающий в себя учреждение разнообразных премий и устройство картинной галереи для выставки студенческих работ. Но эти планы так и остались на бумаге, и единственным поощрением для молодых талантов осталась традиционная стажировка за границей.

В 1817 году Строганова на посту президента Академии сменил А.Н. Оленин. В это время учебное заведение было передано под управление министерства императорского двора, что существенно улучшило его финансирование. Появились возможности для дополнительных заграничных стажировок студентов, а в Риме, специально для них, было устроено отдельное попечительство.  Решено было обновить и само здание, под руководством известного архитектора К.Тона, в 1830-е годы были созданы новые, отличающиеся особой пышностью отделки залы  – Тициановский и Рафаэлевский.

В 1859 году был принят Новый Устав. Отныне Академия художеств состояла из двух отделений: архитектуры и живописи.  Началось преподавание общих наук, которым ранее уделялось крайне мало внимания. Архитекторы теперь обязательно должны были изучать основы математики, химии и физики. Было введено разделение художников по мастерству на три степени. Студент, заслуживший звание художника 1-й степени, автоматически получал право на заграничную стажировку и чин, соответствующий Х классу российской Табели о рангах.

 

Эпоха преобразований

 

Академия динамично развивалась, и постепенно, ее воспитанников стали тяготить строгие эстетические догмы, диктуемые  преподавателями из Европы. Студенты были поставлены в жесткие рамки как в выборе сюжетов для своих произведений, так и в приемах их воплощения. В 1863 году в стенах учебного заведения произошел так называемый «Бунт четырнадцати». 14 самых талантливых студентов обратились к руководству с просьбой о замене конкурсного задания на соискание 1-й степени. Не желая писать работу на традиционный мифологический сюжет, они просили дать им свободную тему, чтобы каждый живописец смог полностью раскрыть весь свой творческий потенциал. Получив отказ, все  молодые художники предпочли покинуть Академию. Они организовали собственную художественную артель, которая со временем преобразовалась в «Товарищество передвижных художественных выставок». Так в истории русского искусства появилась ярчайшая плеяда великих мастеров, которых стали именовать художниками-передвижниками.

1870-е годы ознаменовались для Академии появлением талантливейшего преподавателя – П.П.Чистякова. Известный художник являлся мастером портрета и исторической живописи. Его учениками стали такие выдающиеся русские живописцы как В.А. Серов, В.М.Васнецов, М.А.Врубель и многие другие.

Введение нового устава в 1893 году позволило допускать к преподаванию известных художников, не являющихся выпускниками Академии. Это позволило обогатить преподавательский состав такими знаменитыми мастерами как А.И.Куинджи, И.Е. Репин и И.И.Шишкин.

В это время открылся для всеобщего доступа Художественный музей при Академии, где периодически стали проводиться выставки студенческих работ.

После революции 1917 года Академию полностью упразднили, а музей был закрыт. Продолжило свою работу лишь Высшее художественное училище,  которое за первые годы советской власти не раз меняло свое название и структуру. Наконец, в 1932 году возник Ленинградский институт живописи,  скульптуры и архитектуры, а 1944 году ему было присвоено имя И.Е. Репина.