Виктор Цой - биография и творчество певца

Цой

 Звезда по имени…

 

Говорят, что от смешивания крови разных наций, рождаются уникальные люди, которых знают современники, которых помнят потомки. Люди, которые дарят свет звезды по имени Солнце. Виктор Цой является без преувеличения настоящей легендой.

 

Биография Цоя

 

Санкт-Петербург, Петроград, Ленинград. В разные времена этот город дарил миру известных, талантливых, необыкновенных людей. В 1962 году в необыкновенной семье учителя-физкультурника и инженера родился мальчик по имени Виктор. Семья была необыкновенна по разным параметрам: русская, всю жизнь прожившая в Ленинграде, мама Валентина Васильевна радикально отличалась от отца – Роберта Максимовича, корейца по национальности, не очень хорошо говорившего по-русски, родом из Казахстана. Однако, не смотря на мудреное поверье, ни талантом, ни необыкновенностью сына мать не могла похвастаться. Правда, учась в школе под непосредственным присмотром мамы-учителя, Виктор вместе с ней сменил несколько, оставаясь верным лишь одной – художественной. Мама была уверена – ее мальчик лучше всех рисует и лепит. Она гордилась тем, что сын с пятого класса хорошо играл на гитаре.

 

Цой, действительно, среди всех своих увлечений больше всего уделял внимание музыке. Увлекаясь «Битлз» и Пресли, Виктор Цой вместе со своим школьным товарищем Максимом Пашковым, довольно часто дуэтом играли на гитарах. Присоединившийся к ним ударник навел на мысль о бас-гитаре. Купив инструмент в комиссионном магазине, ребята создали свою музыкальную группу «Палата № 6», записали дебютный альбом «Слонолуние», но остались им крайне недовольны.

Выдержав восемь лет школьного обучения, Цой поступает в училище имени Серова, откуда быстро исключается за хроническую неуспеваемость. Это, правда, Цоя не очень огорчило. Решив освоить другую специальность - резчик по дереву, параллельно с учебой, Цой в 1981 году вместе с музыкантами А.Рыбиным и О.Валинским создает группу «Гарин и Гиперболоиды», переименовав впоследствии ее в «Кино». И практически сразу фортуна улыбается начинающим музыкантам – в недавно созданном рок-клубе Ленинграда группа «Кино» стартует, поддерживаемая знаменитым уже тогда «Аквариумом». «Крестный отец русского рока» Гребенщиков продюсирует первый альбом «Кино»

Закончив со справкой очередное ПТУ, Цой работает резчиком по дереву в реставрационной мастерской.

И тут снова подарок судьбы – сольный концерт «Кино» в рок клубе, последующие успешные гастроли, приз фестиваля Ленинградского рок-клуба и начало потрясающих «звездных» турне по стране, участие в рок-фестивале «Золотой Дюк», гастроли по США.

Перемены к лучшему были не только в творческой, но и в личной жизни музыканта: девятнадцатилетний Виктор встречает Марианну – немного старше, она была высокой и стройной, артистка Ленинградского цирка. Семья жила в затруднительных финансовых условиях. Даже костюмы, которые собственно были цирковым реквизитом, на концерт Виктора Марине приходилось тайком носить с работы.

В 1983 году Цоя, как юношу соответствующего возраста, призывают в ряды Советской армии. Но во избежание строевой муштры музыканту пришлось «подлечиться» несколько месяцев в психбольнице, воспоминания о которой отразились в песне «Транквилизатор». После «психического выздоровления» «Кино» снова дает множество концертов, обеспечивая себе огромную армию поклонников. Группа «Кино» удостаивается ряда премий рок-фестивалей, где дает свои лучшие концерты совместно с «Алисой», «Аквариумом» и другими, не менее известными и маститыми рокерами.

Познакомившись в 1984 году с известной доныне певицей, актрисой, музыкальным и общественным деятелем Джоанной Стингрей, попадает под существенное влияние американки, предвещавшей ему славу и популярность не только в России. Она помогает ему с организацией концертов в Дании, Италии, Японии и США, где он побывает в давно грезившимся в детских снах Диснейленде. Тогда же записывается новый альбом «Начальник Камчатки» при поддержке Б.Гребенщикова и С.Курехина.

1985 год был, как впрочем и предыдущие, крайне насыщенным для музыканта. В конце зимы Виктор и Марьяна наконец-то официально скрепляют свои отношения браком. Весной на рок-фестивале «Кино» становится лауреатом премии фестиваля. В студии «Антроп» готовится к выпуску очередной альбом «Ночь», «Это - не любовь». В этих альбомах – знаменитые «Видели ночь» и «Мама анархия». В этом же году на очередном фестивале Ленинградского рок-клуба Цоя награждают как автора лучших текстов. И самое, пожалуй, важное событие года – рождение единственного сына Цоя, которого после долгих раздумий и споров назвали Александром.

Чуть позже Цой работает в бане мойщиком полов. Но это не мешает его карьере. С 1986 года Цой дебютирует в кино: выпускаются фильмы «Конец каникул», «Рок», в заключительных кадрах которого герой Цоя сомневается в нужности своих песен. Но за кадром Цой знает, что как его герой в фильме «Камчатка», бросая уголь, он дарит людям тепло. А Виктор Цой дарит миру свои песни, зная, что кому-то они точно нужны. Легендарная «Асса» приносит Цою известность союзного масштаба и безумную любовь все увеличивающейся армии фанатов. «Игла» - фильм о самом себе. Не будучи профессиональным актером, Цой настолько тонко передавал в этом фильме себя, что не стоило трудиться над перевоплощением. И «Группа крови» тогда была одна у всех. И фильм рассказывал сразу и о проблемах молодежи, и об отношениях молодежи, и о рок-н-ролле, и о последнем герое рок-н-ролла.

Именно на съемках «Ассы» личная жизнь Цоя круто переворачивается – музыкант знакомится с Натальей Разлоговой, последней безумной любовью Виктора Цоя. Безумный роман длился три года под присмотром жены Марианны, знавшей о сопернице. Марианна не устраивала скандалов, философски относилась к ситуации, сохраняя в семье мир и покой.

В 1989 году состоялся дебют Цоя на центральном телевиденье в ночной программе В.Листьева «Взгляд».

Ставший лучшим актером 1989 года по мнению подписчиков «Советского экрана», Цой был на пике славы. Этот факт подтвержден был тем, что на потрясающем концерте на Большой арене стадиона Лужники была зажжена Олимпийская чаша – первый и единственный на то время раз после Олимпиады-80. Это был высочайший момент славы. Цой излучал торжественность звезд.

Смерть оборвала все: его жизнь, его триумф, его любовь, его полет, его свет… Трасса «Слока-Талси». Скорость его «Москвича» - 130. Дикая усталость. Сон. Автобус по встречке… Автокатастрофа стала шоком для миллионов его поклонников. 15 августа 1990 года для многих стал черным днем жизни. День, когда его хоронили, был черен от ленточек на портрете певца. Тысячи фанатов, разбив лагерь на Богословском кладбище, оставались долгое время у могилы их кумира. В одном из переулков Москвы фанаты создают «Стену Цоя», исписанную словами его песен и вечной надписью «Цой жив!». Для них Цой был не просто певцом. Он был для миллионов светом звезды. Путеводной звезды. Звезды по имени Солнце…