Вознесение Господне - история и традиции праздника

Вознесение Господне - история и традиции праздника

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш,

Радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира

 

 

Вознесение Господне – один из двенадцати (двунадесятых) самых значимых праздников Православного церковного календаря. Этот праздник относится к числу так называемых переходящих праздников, т. е. ежегодно он приходится на разные числа и отмечается в сороковой день после Пасхи. В 2014 году он попадает на 29 мая. В чем же заключается значимость и духовный смысл Вознесения Господа нашего Иисуса Христа?

Подробнее всех о последнем явлении Иисуса Христа ученикам и Его Вознесении на небо рассказывает в Евангелии святой апостол и евангелист Лука; событийное описание можно найти и в книге апостольских Деяний, которая также была написана евангелистом Лукой. Из повествования видно, что последнее явление Спасителя апостолом после Своего Воскресения из мертвых произошло в Иерусалиме. После наставлений и беседы, во время которой Он вновь дал удостовериться ученикам в истинном воскресении Божественного Своего Тела («..показа им руце и нозе» (Лк. 24, 40)), Он повел их на гору Елеонскую. Елеонская (или Масличная) гора – одно из главных памятных мест земной жизни Спасителя. С ней связано также и немало ветхозаветных событий. По преданию, именно с Елеона голубь принес Ною оливковую ветвь, возвещая о спасении Ковчега. И в Новом Завете Масличная гора упоминается неоднократно. По ней Спаситель спускался при торжественном въезде в Иерусалим, здесь же Он беседовал со своими учениками и предрек гибель Иерусалима, сюда же направились они и для последнего свидания во время земного служения Спасителя.

Еще не совсем понимали ученики истинного значения Божия Царства, еще ожидали от Господа устройства земного Владычества, потому что не были еще просвещены Духом Святым. Поэтому и спросили Учителя: «Не в это ли время, Господи, восстанавливаешь Ты Царство Израилю?» В ответ было сказано: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примите силу, когда сойдет на вас Дух Святой, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли».

После этих слов Иисус благословил учеников и, не переставая благословлять, стал возноситься на небо. В этом можно видеть главный смысл Божественного Действа. Митрополит Московский Филарет говорит: «…Он не хочет прекратить Своего благословения, но продолжает без конца благословлять Свою Церковь и всех верующих в Него».

Во время Божественного Вознесения ученики в последний раз лицезрели своего Учителя, но расставание не стало для них горьким и безутешным, скорее наоборот: «И тии поклонишася Ему и возвратишася в Иерусалим с радостию великою», - говорит апостол и евангелист Лука (Лк. 24, 52). Радость эта никогда не угасала, испытываем ее и мы, потому что верим словам Спасителя: «И Я пошлю обетование Отца Моего на вас...(Лк. 24, 49) …и се, Я с вами во все дни до скончания века»(Мф. 28, 20).

Господь покинул нас только в телесном образе, но никогда не оставлял и не оставит нас без Своей помощи и благодати. Вознесение Господне подводит православных христиан к встрече другого двунадесятого праздника – дня Святой Троицы, когда в полной мере сбылись обещания Спасителя о ниспослании на божественных учеников, а в их лице и на всех христиан, Святого Духа.

Надо заметить, что до конца IV века празднование Вознесения Господня  и Пятидесятницы (День Святой Троицы) не разделялось. Точно неизвестно, когда именно произошло их разделение, однако источники V и последующих веков уже однозначно сообщают о Вознесении, как об отдельном праздновании. Ежегодно, в этот день, в часовне Вознесения Господня, построенной на Елеонской горе, бывает одновременно несколько праздничных богослужений, совершаемых духовенством различных христианских церквей. Привилегией совершить богослужение внутри часовни пользуется католическое духовенство. Престол установлен на камне, на котором отпечаталась стопа Спасители при Его Божественном Вознесении. Сам святой камень находится в полу, напротив западного входа и обрамлен естественной мраморной рамкой. Православным же принадлежит каменный престол вне часовни, а внутри установлены два подсвечника. Еще одним центром празднования Вознесения Господня является русский Вознесенский женский монастырь. В этот светлый день на Елеонскую гору стекается множество паломников со всех уголков земного шара. Не с меньшим торжеством отмечается праздник и в России, где построено множество храмов в честь Вознесения Господня.

Как образно заметил приснопамятный митрополит Сурожский Антоний, «радость нам оставил Господь, радость Он нам завещал, и сегодня мы празднуем праздник таинственной радости – радости разлучения».