Всемирный день театра - история зарождения театрального искусства

Празднование Всемирного дня театра было учреждено в 1961 году на 11 конгрессе Международного института театра (МИТ). Основным направлением деятельности этой структуры связано с укреплением международных и межнациональных связей театралов мира, а также создание условий для их творческого взаимодействия. СССР вступила в ряды членов МИТ в 1959 году. Через два года наша страна стала постоянным членом исполкома этой организации.

Театр, по своей сути представляет собой направление культурной деятельности, когда суть произведения передается зрителям благодаря актерской игре. Всемирный день театра, отмечаемый 27 марта, является не только профессиональным праздником деятелей сцены, но и миллионной армии почитателей этого жанра.

 

История театра.

 

Театр представляет собой искусство, которое не похоже ни на одно другое. Особенность его в том, что актеры посредством своих фраз и действий должны передать зрителю всю атмосферу и смысл происходящих событий. В результате этого зритель становится не только наблюдателем, но и его участником. Таким образом происходит особое несравнимое воздействие театра. Спустя века, театр для многих все также остается самым любимым направлением искусства. Мало кто знает, что современное изысканное театральное действие началось с обычного скоморошества.

Образование современного театра связано с образованием самого общества. Первые его проявления были похожи на проведение обрядов, праздников и торжеств. Спустя время обряды перестали носить мистический смысл, а переросли в нечто похожее на мини-представления с элементами игры. Спустя еще определенное время такие забавы трансформировались в представления драматического плана, которые предварительно готовились группой людей и передавались потомкам.

 

Театр скоморохов.

 

Одним из старейших направлений театра было скоморошество, которое заключалось в развлечении публики, пении, плясках, розыгрыше сценок и мини-представлений. В принципе, скоморохом мог стать абсолютно каждый, но заслужить уважение и признание получалось только настоящим профессионалам своего дела. Точно такая же картина происходит и на подмостках театра: сцен и актеров много, но только лучшие получают всеобщую признательность.

Чуть позже получили распространение театры с целыми труппами скоморохов. Актеры таких театров в своих сценках выносили на всеобщую утеху действия и личности людей власть имущих, а также различных купцов и священнослужителей. А вот простой человеческий люд показывался ими со стороны сочувствия.

Эти произведения изобиловали различными проявлениями современного театра, а артисты, также как сегодня использовали грим и  костюмы. Несмотря на свою популярность в среде простого человека, такой театр не перерос до уровня официально утвержденного. Этому способствовали постоянные преследования со стороны чиновников и священнослужителей. Поэтому театр скоморохов так и остался на уровне народного искусства.

        

Придворный театр.

 

Театр в современном его проявлении известен, начиная с 17 века, когда появились театры при школах и при дворах.

Возникновение школьного театра связано со Славяно-греко-латинской академией, в стенах которой произведения ставились преподавательским составом, а актерами стали учащиеся заведения. Сюжетами для пьес служили писания из Библии и из быта. Повествование велось в стихотворной форме, а кроме реальных персонажей применяли аллегорических.

Придворный театр появился в результате проявленного интереса к западной культуре со стороны высших государственных чинов. Первое действие, разыгранное на сцене, было поставлено на основе одного из библейских писаний. Эта пьеса была сыграна 17 октября 1672 года при царе Алексее Михайловиче, которому настолько понравилось сие действие, что он наблюдал за ним в течение 10 часов без перерыва. Вскоре был поставлен ряд других пьес на библейские мотивы.

В первое время своего существования у придворного театра отсутствовало даже свое помещение, поэтому все оборудование и театральный реквизит постоянно переезжал с места на место. Несмотря на это, все представления выделялись размахом. А во время представлений можно было слышать игру музыкантов и наблюдать за действиями танцоров. По окончании правления Алексея Михайловича, придворный театр был расформирован, и возник лишь при Петре I . В то время и зародилась новая театральная эпоха.

 

Императорские театры.

 

На особенном положении в России были театры при дворе императора.

30 августа 1756 года считается официальной датой учреждения не только императорских театров, но и всей российской театральной сферы. В этот день императрица Елизавета Петровна распорядилась об организации в Петербурге Российского театра. А возглавил его Сумароков. В первое время своей деятельности Русский театр имел лишь труппу актеров-драматургов. Чуть позже его ряды пополнили мастера балета, камерной музыки и другие.

На первых порах своего существования театром управляла контора при императорском дворе. В 1776 году была создана отдельная дирекция театров, которую возглавил И.П. Елагин, а позже – В.И. Бибиков. А в 1783 году для контроля за деятельностью придворных театров был создан «Комитет над зрелищами и музыкой», во главе которого встал А.В. Олсуфьев. Через три года эта структура была упрощена, а руководителем стал С.Ф. Стрекалов.

В 1791 году театры стали управляться вновь одним человеком: сначала князем Н.Б Юсуповым, позже – графом Н.П. Шереметьевым, а еще позже – обер-гофмаршалом А. Л. Нарышкиным. При последнем же в 1806 году образовались Императорские московские театры. С течением времени управление над театром продолжалось изменяться, также как и его руководители. Московские театры спустя время выделились из общего списка, перейдя в подчинение генерал-губернатора Голицына. Руководителями московских театров в свое время были В.В. Кокошкин и М.Н. Загоскин. А в 1842 году они вновь стали подчиняться дирекции.

По окончании Февральской революции Дирекция театров была реорганизована в Дирекцию государственных театров, а руководить ей стал Ф.Д. Батюшков. В таком виде просуществовала она до следующей революции.