Всемирный день защиты прав потребителей. История праздника

Согласитесь, немногие Всемирные дни или праздники, имеющие международный статус, исторически связаны с выступлениями глав государств. Тем более трудно поверить, что подобные Всемирные дни могут быть напрямую связаны вообще с каждым человеком. Как оказалось, действительно могут. Ведь именно такой тезис прозвучал из уст Президента Соединенных Штатов Америки более сорока лет назад, точнее пятнадцатого марта тысяча девятьсот шестьдесят первом году, в выступлении Джона Кеннеди в Конгрессе.

Президент США был первым, объяснившим, кто такой потребитель, а также убедительно заявил, что "все мы являемся потребителями". Обращаясь в своем выступлении к конгрессменам, Джон Кеннеди высказался о важности голоса потребителя, который, как правило, не был услышан, хотя влияние такого экономического слоя отражается практически на всех экономических позициях, невзирая на то, являются эти решения государственными или же частными. Итак, эти четыре базовых права озвучил Президент Соединенных Штатов Америки, выступая в Конгрессе. Безусловно, эти права и стали основополагающими для "Обществ защиты прав потребителей" не только в самих США, но и во всем мире.

В чем суть этих прав? Во-первых, это безусловное право потребителя на информацию, во-вторых, право на его безопасность, в-третьих, право потребителя на выбор, и, наконец, в-четвертых, - то самое право потребителя быть все-таки услышанным. Казалось бы, и так понятно, что все это имеет место быть. Но именно пятнадцатого марта эти права были озвучены официально и стали отправной точкой при создании Consumer International или CI. Именно с "поворотного", тысяча девятьсот шестьдесят первого года, эта международная организация - Всемирная организация союзов потребителей - зарегистрирована в Нидерландах. Нужно также отметить, что она не является ни политической, ни коммерческой, а, напротив, работает как независимая и не получающая прибыль. Сто восемьдесят различных структур (как государственного, так и, соответственно, общественного направлений), успешно занимающиеся защитой прав потребителей практически более чем в семидесяти странах мира, объединены в CI на сегодняшний день.

Именно Всемирная организация союзов потребителей получила возможность представлять и, безусловно, оказывать правовую поддержку потребителям на различных международных уровнях по социальным направлениям или направлениям, связанным с экономикой. Своих представителей имеет СI в такой влиятельной организации, как Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Важной составляющей в работе "Всемирной организации союзов потребителей" является предоставление возможности высокого уровня обучения квалифицированных кадров, предоставление информационного обеспечения и так далее.

Нужно отметить, что к тем четырем основным правам потребителя, на которых мы останавливались ранее, в "Кодекс" сейчас добавлен еще один квартет новых. Перечислим эти права. Это возмещение нанесенного ущерба, право потребителя на образование (имеется  в виду образование потребительское), существует теперь и право на удовлетворение базовых потребностей, и право, что отнюдь немаловажно, на здоровую (!) окружающую среду.

И еще немного истории вопроса. Дата - пятнадцатое марта - была взята с тысяча девятьсот шестьдесят первого года, а вот отмечать Всемирный день защиты прав потребителей стали только через двадцать два года - в тысяча девятьсот восемьдесят третьем году. А еще через два года в резолюции ООН были указаны те положения, согласно которым мировые правительства в обязательном порядке были призваны разрабатывать направления политики во время принятия законодательных актов по защите интересов потребителей. Фактически с этого времени Организация Объединенных Наций усилила работу в данной сфере. Похожая структура, просуществовавшая, правда недолго, всего два года (с тысяча девятьсот восемьдесят девятого по тысяча девятьсот девяносто первый год), и в Советском Союзе. Называлась она "Всесоюзная федерация потребительских обществ" и просуществовала до распада СССР. А с тысяча девятьсот девяносто второго года Россия закрепила законодательно права потребителей, приняв соответствующий закон. До тысяча девятьсот девяносто шестого года (а именно до года вступления РФ во "Всемирную Организацию Союза потребителей") Всемирный день защиты прав потребителей довольно эффективно отмечали ежегодно все без исключения регионы России.

 А с того момента, когда РФ стала членом в такой солидной международной организации, Всемирный день защиты прав потребителей россияне празднуют всякий раз с определенно новым девизом. Тот факт, что большое количество людей смогли как потребители отстоять свои законные права и интересы, говорит об огромной важности данного закона. Кстати, по статистическим данным на сегодня именно закон "О защите прав потребителей" входит в разряд наиболее часто применяемых. Это и понятно, ведь именно благодаря правильному применению данного закона, потребитель получает право на защиту своих интересов от некачественной, а порой и преступной работы продавцов, а также недобросовестных производителей, заботящихся лишь о собственных сверхприбылях, «забывающих» в конечном счете, о тех, кому предназначаются их услуги или продукция. К сожалению, до сих пор многие граждане России не в полной мере могут воспользоваться своими правами как потребители, так как не знают всех нюансов закона, который призван защитить их права. Закон действительно довольно объемный и насыщен  сложными юридическими терминами, непонятными для большинства потребителей. Этим часто пользуются нерадивые продавцы и торговые фирмы. Возможно в скором будущем население, зная о своих правах как потребителей, будет более защищенным от подобных инсинуаций, в том числе благодаря тем мероприятиям, которые успешно проводятся в рамках празднования Всемирного дня защиты прав потребителей.