Взрыв в Галифаксе французского судна, перевозившего боеприпасы - хронология событий и последствия

6 декабря 1917 года в гавани близ канадского города Галифакс при столкновении французского военного судна «Монблана», перевозившего боеприпасы, с норвежским судном произошел взрыв чудовищной силы. Его вызвал начавшийся пожар, огонь не удалось загасить и корабль, загруженный опасными веществами, в результате взрыва разрушил порт и часть города. В момент взрыва погибло более 1600 человек, девять тысяч ранило, несколько сотен ослепли. Взорвалось 2300 тонн опаснейшего вещества - пикриновой кислоты. Кроме этого сдетонировало 200 тонн тола, сгорело 35 тонн бензола.

 

Хронология событий

 

Пунктом назначения взорвавшегося «Монблана» был город Бордо во Франции. Транспорт двинулся с рейда к ждавшего его в море конвою рано утром, когда еще не совсем рассветало. К гавани, где стоял и готовился тоже сниматься с якоря норвежец «Имо», вел узкий пролив. «Монблан» двигался с небольшой скоростью в 4 узла по фарватеру. Норвежский пароход задержался с выходом в море, он должен был убраться из гавани днем ранее. Но не ушел. И это стало роковым для «Монблана». Транспорт прошел по фарватеру около крейсера «Хайфлаер» всего в 90 метрах. Далее надо было выйти из пролива дальше, в основную гавань Галифакса.

Вследствие того, что капитаны судов не поняли маневра друг друга произошло столкновение. Носом «Имо» протаранил борт «Монблана», потек бензол из емкостей (бочек), находившихся на палубе, попав в трюм прямо на пикриновую кислоту. Норвежец попытался, резко сдав назад, вытащить форштевень, ему это удалось. А на палубе французского судна загорелся бензол от искр, при трении металла о металл.

Команда знала об опасном грузе и поспешила покинуть корабль, вместо бессмысленного его тушения. Капитан «Монблана» Ле Медек не послушался совета лоцмана Маккея о том, чтобы дать полный вперед и хлынувшей в пробоину водой загасить огонь. Обезлюдевший «Монблан» течением понесло к северной части Галифакса, прямо к деревянному пирсу, загорелся и он. Подоспели пожарные судна порта, подошел буксир «Стела Марис», к нему сумели прицепить трос матросы с «Хайфлаера», подплывшие на вельботе. «Монблан» потащили в сторону моря, в это время и произошел взрыв. Это случилось через два часа после снятия с якоря транспорта.

Взрывной волной разрушило все каменные здания поблизости, снесло телеграфные столбы, деревья, водонапорные башни, мосты, крейсер «Найоб» вместе с пароходом «Курака» выкинуло из воды на берег. Даже стоявший в доке пароход «Ховланд» разрушило. Зеваки на набережной, прибежавшие на набережную поглазеть на горящий «Монблан», были мгновенно убиты, как и те, кто в окна домов наблюдал за пожаром. Две тысячи человек вообще пропали без вести, а около двух тысяч было убито, их трупы сосчитали после катастрофы.

Пострадали учащиеся трех разрушенных школ, из пятисот детей осталось в живых только одиннадцать человек. Якорь от «Монблана», причем разорванный, забросило на две мили от места взрыва. Пароход «Имо» выбросило на мель. Вскоре его отремонтировали, но в 1921 году он затонул в морском походе.