Закон о старообрядцах 1883-го года – основы и предпосылки

16 мая 1883

Новый закон о старообрядцах был принят 3(16) мая 1883 года, который предусматривал достаточно много ограничений по отношению к сторонникам древнего благочестия.

Старообрядчество в России всегда было под пристальным вниманием со стороны властей. При Екатерине II, Павле I и Александре I  проводилась либеральная политика к старообрядцам. В начале 19 века сохранялась определенная терпимость без признания со  стороны церкви, поскольку старообрядчество было определено как сектанство, но новых религиозных гонений правительство не хотело начинать.

Со стороны старообрядцев – они старались лишний раз не напоминать о себе, а также они были лишены возможности проходить крестным ходом вокруг храмов на Светлый праздник Пасхи. Также ограничения накладывались на старообрядческие духовные лица, которые не имели возможности носить свои священные одежды вне храмов. Старообрядческие службы должны были проводиться таким способом, чтобы их никто не видел. Несмотря на такие жесткие ограничения, сторонники этой веры строили новые храмы и монастыри.

С приходом к власти Николая I гонения на старообрядцев стали усиливаться. Так, они были лишены всех льгот, а также возможности открыто совершать свои службы. В 1834 году были приняты законы, которые запрещали старообрядцам вести метрические книги, которые ранее были основой для составления юридических документов, таких как паспорт и выписки. Таким образом, старообрядцы признавались вне закона: старообрядческие браки были недействительны, а дети староверов являлись незаконнорожденными, которые не имели права на фамилию отца и наследство.

Для регулирования старообрядческого направления создавались тайные комитеты, которые проводили слежки и контроль за староверскими общинами с целью их подавления. В состав секретных комитетов входили губернатор, архиерей, председатель государственного имущества и жандармский офицер.

С каждым годом стеснительные меры по отношению к старообрядцам начинают увеличиваться: отбираются моленные и часовни, которые передаются единоверцам.  В 1835 году выходит указ, согласно которому происходит разделение старообрядцев на сектантов, безпоповцев и поповцев. Самыми вредными считались сектанты, которые не признавали браков и молитв за царя.

С этого времени начинали отправлять в ссылку и подвергать телесным наказаниям без суда и следствия духовных лиц и церковнослужителей, каким либо образом связанных со старообрядцами.

Законодательная база 1846-1847 гг. наиболее жестко настроена по отношению к старообрядцам: им запрещается приобретать недвижимость и земельные участки, вступать в купеческие гильдии, а также избираться на общественные должности. К тому же под полицейский надзор были отданы целые старообрядческие селения.

Апогеем гонений стало разорение старообрядческих духовных центров. В 1841 году единоверцам были переданы Иргизские монастыри, а в 1853 году были упразднены скиты и монастыри, опечатаны алтари Рогожского кладбища, Выговское и Лексинское общежительства были закрыты, Преображенский монастырь был передан единоверцем. В итоге были уничтожены сотни молитвенных  зданий вместе с десятком тысяч икон, отобрана богатая библиотека богослужебных книг.

Некий слом начал происходить во время царствования Александра II, когда уже были приняты некоторые льготы послабления участи старообрядцев.

Так, в 1864 году был издан указ о предоставлении свобод в делах веры. В 1874 году признавались законными старообрядческие браки и рожденные в таких браках дети.

В 1883 году старообрядчество получило религиозные права на основе нового закона. С этих пор старообрядцы приобрели гражданские права, которые предусматривали не только экономические свободы, но и возможность устраивать молитвенные дома, ремонтировать старые. Единственным запретом было возведение колоколен.

Несмотря на все свободы, которые предоставлялись правительством, проповедь Староверия до сих пор была запрещена.

В 1883 году выходит закон, который ограничивает образовательную и благотворительную деятельность старообрядцев во избежание раскола. Данный закон был настолько несовершенен, что был сведен на «нет» в следующий период времени.

К концу 19 века количество старообрядцев насчитывало около 15 миллионов человек, что составляло не менее десяти процентов населения Российской империи.