Запуск первой очереди Ленинградского метрополитена

О метрополитене в Ленинграде заговорили еще в 90-х годах 19 столетия. Было представлено несколько проектов.  Каждый из этих проектов обсуждался в газетах, оценивая их достоинства и недостатки. Но, стоит отметить,  что в этот период в городе не было электрических трамваев. Поэтому воплощать в жизнь такие проекты было рано.

Проектировщики будущего метрополитена не отчаивались и представляли на рассмотрения свои проекты государственным чиновникам. В начале 20 века свой проект представил инженер В.Н.Печовский, который заключался в построении линии метрополитена от Казанского собора и до вокзалов города.  Следующий проект представил Г.А.Гиршсон, который заключался в построении туннеля под Невским проспектом. Ни один из этих проектов не был одобрен.

П. И. Балинский долго разрабатывал свой проект. Когда он представил его на рассмотрение чиновникам, то проект оказался  удачным и продуманным.  Его идея заключалась в создании разветвленных  линий метрополитена с кольцевой транспортной развязкой находящейся на Центральном вокзале. Согласно проекту были охвачены  все пригородные районы города, а для осуществления необходимо было построить 11 мостов через реку и вложить в строительство 190 млн рублей. Проект был отклонен Николаем ІІ.  Причины  отклонения проекта были такими:  построение наземных линий повлекло за собой трудности их эксплуатации в будущем, а постройка глубоких туннелей была не возможна из-за отсутствия необходимых технических ресурсов. В результате  строительство метрополитена было отложено на неопределенный срок.

Через 30 лет о строительстве метрополитена в Ленинграде заговорили опять и все потому, что в Москве он уже был построен и открыт. С 1938 года началось строительство метро. Первым руководителем стал И.Г.Зубков.  Московский институт Метрогипротранс занимался проектированием первой линии метро, которая шла от станции  «Автово» до станции «Бабурина».  С момента образования  «Строительства № 5 HKПС» эти вопросы были переданы ему.  Перед началом войны 1941-1945 гг в будущем Ленинградском метро были заложены все 34 шахтных ствола и работала большая часть строительных площадок.

Война остановила строительство. «Строительства № 5 HKПС» перекинули на сооружение военных комплексов, а все шахты были затоплены, чтобы не допустить разрушения.

И.Г.Зубков вместе с метростроем в военные годы занимался строительством складов для оружия, железной дороги и других сооружений необходимые для Ленинграда. Когда Ленинград был освобожден от немцев, метрострой принял активное участие в восстановлении города. На то  время Зубкова не было уже в живых.   После его смерти метрострой возглавил генерал-майор В.Е.Матишев.

Через год после окончание войны метрострой переименовывают в «Ленметропроект», который возглавляет М. А. Самодуров.  «Ленметропроект» пересмотрел проект метрополитена и предложил новые решения экономических и технологических вопросов.  По одной из неофициальных версий отклонение от проекта  было связано с тем, что во время блокады Ленинграда многие сооружения будущего метро были сильно повреждены, а дальнейшее их использование было не возможным.

Два основных отклонения от проекта связаны с сооружением станций «на горках» и уменьшение диаметра туннелей до 5,5 метров (в Московском метрополитене диаметр 6 м).

В 1947 году было возобновлено строительство метрополитена в Ленинграде. С этого момента началась долгая история строительства:

- 1949 год -  на заводе Ленметстрой выпустили первый горнопроходческий комбайн;

-  1954 год  - создан Ленинградский метрополитен;

- 1955 год -  установка и обкатка первого эскалатора, установленного на станции «Площадь Восстания»;

- октябрь 1955 год  - по линиям метро пустили первый обкаточный электропоезд;

- 5 ноября 1955 год – акт о сдачи в эксплуатацию первой очереди линии метро был подписан.

 

15 ноября 1955 года 6-00 первые составы электропоездов прошлись по линиям метро, но пока без пассажиров. Дальше они работали по установленному графику, перевозя пассажиров.

С того момента прошло больше 50 лет, но станции метро продолжают строить. За это время было открыто около 55 станций метрополитена, каждая из которых имеет собственный стиль и свою особенность.